Маркировка продуктов питания представляет собой сведения, наносимые на упаковку или этикетку, которая крепится к ней. Она может выполняться в виде изображений, надписей и других обозначений. Поскольку законодательство РФ устанавливает ряд требований, касающихся права потребителя на получение сведений о свойствах и составе продовольственных товаров, об энергетической ценности (калорийности, измеряемой в кДж или ккал) и пищевой ценности (содержании БЖУ в 100 г/100 мл), маркировать товар перед выпуском в обращение на потребительские рынки должны все производители.
Отсутствие указанных данных или нанесение на этикетку недостоверной информации является нарушением законодательства, за которое правонарушитель несет административную ответственность. Он попадает под крупные штрафные санкции, размеры которых указаны в КоАП РФ. Работа предприятия будет приостановлена, а не промаркированные товары подлежат конфискации.
Законодательная база
Указанные выше требования содержит технический регламент «Пищевая продукция в части маркировки», который вступил в юридическую силу на территории стран ЕАЭС в июле 2013 года. Этот нормативный документ был утвержден в 2011 г. решением комиссии Таможенного Союза № 881. В 2017-2018 г. г. в ТР ТС № 022/2011 Советом ЕЭК были утверждены определенные изменения.
Решением КТС № 881 до 15 февраля 2015 г. допускалось производство и реализация указанной продукции согласно положениям и обязательным требованиям, предъявляемыми к ее маркировке нормативными актами, действующими в ЕАЭС. Одним из таких документов является профильный регламент ТР ТС № 021/2011, который содержит требования к качеству продовольственной продукции и ее безопасности для потребителя на всех этапах: с момента поступления сырья на склад до реализации готового изделия покупателю.
Маркировка пищевых продуктов должна содержать все сведения, установленные требованиями данного регламента. Обязательной является и маркировка единым знаком обращения ЕАС, который подтверждает, что продовольственные продукты прошли все необходимые испытания и могут на законных основаниях выпускаться на потребительские рынки страны.
Маркировка должна обеспечивать получение достоверных сведений, быть доступной и понятной для покупателя. Она должна быть отчетливой, легко читаться, чтобы не вводить в заблуждение покупателя. Метод ее нанесения выбирается таким образом, чтобы информация сохранилась в продолжении периода годности товара.
Информация, наличие которой предусмотрено законодательством
Техрегламент «Пищевая продукция в части ее маркировки» предусматривает указание на упаковке или этикетке следующей информации:
- Название продукта;
- Состав – его можно не указывать лишь в отношении плодовоовощной продукции, если они продаются в кожуре и в цельном виде. То же самое касается продукции, которая состоит из одного вида сырья без добавления каких-либо компонентов. Главное условие, чтобы ее название позволяло потребителю определить наличие данного компонента.
- Количество (массу, объем).
- Дата изготовления.
- Срок хранения.
- Условия хранения. Они могут быть установлены производителем или содержаться в требованиях нормативных актов (ГОСТ, ТУ, ТР ТС). Если качество товара или нормы безопасности для здоровья человека могут поменяться, если защищающая от порчи упаковка будет вскрыта, в обязательном порядке на этикетке указываются условия сохранности продукта после вскрытия упаковочной тары.
- Наименование компании-производителя, поставщика или импортера (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, который занимается производством, продажей и импортом продовольственных товаров), а также место его фактического расположения.
- Рекомендации либо ограничения, связанные с приготовлением или использованием продукта. Это требуется в случае, если приготовление или использование продукции по назначению без данной информации может вызвать у потребителя затруднения, нанести вред здоровью, снизить или утратить вкусовые качества.
- Показатели калорийности и энергетической ценности.
- Информация о наличии в составе генетически модифицированных организмов (ГМО).
- Единый знак обращения ЕАС.
Этапы прохождения сертификации по ТР ТС № 022/2011
Чтобы пройти сертификацию пищевой продукции в соответствии с требованиями указанных регламентов, необходимо выполнить следующие действия:
- Производитель обращается в сертификационный центр, предоставляет регистрационную документацию, подтверждающую законную деятельность предприятия.
- Эксперты центра анализируют полученную информацию, предоставляют консультацию с целью определения дальнейшей схемы сотрудничества.
- Далее проводятся необходимые испытания, а также расчеты пищевой и энергетической ценности продуктов, разрабатывается необходимая техническая документация.
- По результатам исследований и расчетов составляются протоколы испытаний и БЖУ, акты проверки производственных условий.
- Если результаты оценочных мероприятий положительные, оформляется декларация о соответствии, регистрируется в ФСА, товар маркируется знаком обращения ЕАС.
- Заявитель получает протоколы и разрешительную документацию.
Если остались вопросы, обращайтесь к нашим экспертам. Консультации проводятся бесплатно. Ждем ваших заявок!