Разработка и внедрение стандартов организаций (СТО) – это составление и принятие внутреннего акта компании, который регламентирует производственный процесс, взаимодействие департаментов и подразделений, устанавливает требования к качеству и безопасности выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Процедура проводится фирмами добровольно, в целях оптимизации бизнеса, укрепления конкурентоспособности на рынке.
Для каких целей осуществляется стандартизация?
Под СТО понимают документ, который создается фирмой для внутреннего пользования и регламентирует бизнес-процессы компании. Его оформление возможно на предприятиях разного масштаба деятельности и географического положения. Стандарт наиболее востребован для компаний пищевой промышленности и строительства, для сетевых магазинов, которые располагают собственными производственными цехами.
Стандартизация проводится по инициативе руководства организации или по требованию его оптовых покупателей (заказчиков). Она требуется в следующих случаях:
- по отношению к продукции не принят ГОСТ;
- качество товаров регламентируется сразу несколькими госстандартами;
- фирма изменила положения профильного ГОСТа (например, модифицировала рецептуру изготовления продтоваров).
Установленный порядок разработки стандарта организации предполагает, что этот локальный акт является нижестоящим по отношению к ГОСТам и техническим регламентам ЕАЭС. Поэтому не допускается противоречия с нормами российского и международного законодательства. СТО применяется только в рамках конкретной компании, ответственность за его положения несет руководство предприятия.
Для каких объектов проводится стандартизация?
СТО принимается в отношении следующих аспектов деятельности предприятия:
- качество производимых товаров или оказываемых услуг;
- модель управления фирмой;
- применяемые технологии и производственный процесс;
- оборудование и инвентарь;
- используемое сырье, полуфабрикаты, детали;
- система внутреннего мониторинга компании;
- охрана труда;
- проектирование товаров и т.д.
После резолюции руководителя компании, локальный акт становится обязательным для применения всеми ее подразделениями и сотрудниками. В случае включения в документ специального пункта, его положений должны придерживаться деловые партнеры предприятия (фирмы, осуществляющие доставку, хранение, сбыт продукции).
Стандартизация необходима для сокращения производственных рисков, оптимизации технологических процессов, повышения качества продукции и (или) услуг. Она помогает в развитии предприятия, повышения его финансовых показателей. Разработка и утверждение СТО необходимы для прохождения сертификации и декларирования в том случае, если юридическое лицо не использует действующий ГОСТ.
Как производится разработка и применение стандартов организаций – решается фирмами самостоятельно. Как правило, они проходят процедуру проверки профильными подразделениями и вводятся в действие приказом руководителя юр. лица. По мере изменения производственного процесса в документ могут вноситься изменения, дополнения, коррективы.
Какая информация включается в стандарт?
Унифицированный образец СТО отсутствует, но при его разработке компании придерживаются положений профильного госстандарта ГОСТ 1.4-2004. В документ включаются следующие разделы:
- сфера применения – департаменты, сотрудники, для которых выполнение положений нормативного документа является обязательным;
- терминология – расшифровка используемых понятий;
- ссылки на законодательство – указание нормативно-правовых актов, на которые опирались составители;
- ответственность – наказания, которые применяются к работникам, не исполняющим принятые нормы.
Разработка СТО проводится на основании технического задания, составленного топ-менеджментом предприятия:
- действия – алгоритмы проведения тех или иных бизнес-операций, применяемых ресурсов, методик контроля эффективности;
- разработчики – ФИО и должности составителей;
- правила корректировки документа, лист изменений.
Порядок разработки СТО
Какая организация занимается разработкой стандартов? Эту процедуру вправе провести юридическое лицо самостоятельно, если у него в штате имеются специалисты, обладающие необходимыми знаниями и профильным опытом. При отсутствии такой возможности компания обращается в центры сертификации (ЦС), которые оказывают помощь в составлении документа с учетом требований законодательства и специфики конкретного производства.
Работа с организацией по сертификации выстраивается по следующему алгоритму:
- Клиент направляет в ЦС заявку на оказание услуг. С ним проводятся бесплатные консультации, в ходе которых обсуждаются все нюансы дальнейшего взаимодействия. Заключается официальный договор.
- Предприниматель предоставляет регистрационные и уставные документы, подробное описание выпускаемой продукции (с указанием состава, назначения, разновидностей, срока годности, правил хранения и т.д.), построения технологических процессов предприятия, схемы ведения бизнеса (от закупки сырья, комплектующих до выпуска готовых изделий), иные дополнительные сведения по запросу экспертов.
- Эксперты составляют проект стандарта с учетом полученной информации и направляют контактному лицу заказчика для утверждения. При необходимости в проект вносятся правки, после чего готовый документ высылается клиенту.
По желанию предпринимателя проводится регистрация СТО в Росстандарте. Эта процедура не обязательна по законодательству, но ее проведение придает стандарту юридический статус, информация добавляется в единую информационную базу, что укрепляет имидж компании в глазах потребителей.
Остались вопросы относительно порядка составления и утверждения стандарта организации? Чтобы получить более подробную информацию, обратитесь к экспертам ЦС любым удобным способом.