Процедура штрихкодирования предназначена для упрощения торгового учета продукции, оптимизации внутрипроизводственных и логистических процессов, ускорения инвентаризации товаров. Обязательное штрихкодирование товара не предусмотрено действующим законодательством, но необходимо при желании предприятия осуществлять поставки продукции в крупные супермаркеты и торговые сети.
Системы штрихкодирования и коды
Внешне штрихкод представляет собой уникальную комбинацию цифр, черточек и пробелов, благодаря использованию которого возможно идентифицировать товар. В пределах одной системы штрихового кодирования не бывает двух одинаковых обозначений.
Штрихкод содержит зашифрованную информацию об изделии, которая выполняет служебную функцию и является адресом расположения объекта в информационной базе. Для работы с кодами требуется специальное считывающее оборудование – сканер.
Штрихкод имеет определенную структуру:
- Страна нахождения регистратора (3 цифры). Данный префикс указывает на государство, где расположен регистратор, а вовсе не на страну происхождения продукции, как думают многие потребители.
- Производитель (4-6 символов). Содержит зашифрованные данные об изготовителе продукта, а точнее определенный номер в базе данных регистратора, к которому и обращается компьютерная система при считывании данных значений.
- Продукция (3-5 символов). По аналогии с предыдущим блоком позволяет получить доступ к сведениям о товаре в соответствующей базе.
- Контрольное число (1 знак). Используется для проверки в служебных целях.
По количеству используемых знаков штрихкоды могут быть 8, 13 и 14ти символьными. В Российской Федерации наибольшей популярностью пользуется система штрихового кодирования EAN.
Обратите внимание, что с января 2021 года указание в декларации соответствия международного штрихкода GTIN для импортеров является обязательным условием (согласно вступившим в силу изменениям о порядке оформления деклараций).
Указанные коды GTIN присваиваются операторами международной системы штрихкодирования. Штриховые обозначения отличаются друг от друга по длине в зависимости от вида изделия и от страны, в которой оно продается.
По типам международных кодов они могут быть сгруппированы в следующие классы:
- JAN, 8-ми или 13-ти разрядная кодировка, используется в Японии;
- UPC, 12-ти символьные коды, применяемые в Северной Америке;
- EAN, стандартная европейская системы штрихкодирования, 13-ти разрядная;
- ITF-14, используется для мульти упаковок, 14-значный код;
- ISBN, международная специализированная система штрихкодирования для книжных изданий.
Преимущества штрихкодирования продуктов
Учитывая успешность внедрения на российском рынке обязательной цифровой маркировки, множество потребителей отметили массу положительных моментов, связанных с этим процессом. Однако, если цифровая маркировка, выполняя схожие со штриховым кодированием функции, в основном предлагает ряд преимуществ для потребителя, то присвоение уникального штрихового кода выгодно производителям, так как позволяет:
- расширить рынок сбыта;
- заключать новые выгодные и долгосрочные контракты на поставку продукции в крупные торговые сети;
- повысить за счет такой систематизации товарооборот;
- упростить сбор и анализ статистической информации;
- отладить работу логистических каналов;
- минимизировать незапланированные простои, связанные с отгрузкой продукции;
- значительно упростить проведение инвентаризации.
Как получить штрихкод?
Для проведения штрихкодирования продуктов предпринимателям необходимо обратиться к уполномоченному регистратору системы или в компетентную посредническую компанию. После заключения договора и оплаты услуг, генерируются необходимые коды, которые получает заявитель. Как уже было упомянуто выше, все коды — это уникальные символы, которые зарегистрированы в рамках единой информационной системы определенного регистратора.
Для присвоения кода продукции от заявителя требуется минимальный комплект документов:
- заявление;
- копии ИНН и ОГРН, устава при наличии, юридические реквизиты компании;
- выписка из реестра ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- номенклатура изделий, для которых требуется присвоение штрихкодов, с кратким их описанием (наименование, вес или объем, компонентный состав, дата производства и срок годности и др.).
Нанесение полученных штрихкодов на пищевую продукцию проводится самостоятельно производителем любым удобным для него способом – при помощи нанесения обозначения в типографии или посредством наклеивания стикеров на индивидуальную упаковку или тару, в которой отгружается товар.
В среднем весь процесс регистрации и присвоения штрихкодов занимает от 1го дня в зависимости от количества изделий.