Органической называют продукцию животного или растительного происхождения (может быть как натуральной, так и переработанной), которую производят без применения искусственных компонентов: ГМО, агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков и иного.
Товары этой категории пользуются значительным спросом на российском рынке, особенно среди потребителей, которые тщательно следят за своим рационом.
Главные нюансы органической сертификации продукции
В первую очередь необходимо отметить, что любые продукты подлежат обязательному декларированию или госрегистрации (детское и специализированное питание) перед выпуском в продажу. Сертификация же проводится дополнительно, по инициативе заявителя. Но, в то же время, если производитель планирует маркировать товары знаками соответствия Organic, BIO (БИО), Natural, то без получения сертификата Органик не обойтись. Графически такой знак представляет собой белый листок на зеленом фоне. Маркировка продукции без указанного документа не допускается, так как является нарушением норм действующего законодательства, что влечет за собой применение административной ответственности.
Независимое подтверждение соответствия органического производства нормам экологических стандартов осуществляется согласно ГОСТ Р 57022-2016. По результатам проверки аккредитованный сертификационный орган выдает сертификат сроком на 3 года. Компания, получившая этот документ, вносится в реестр изготовителей органической продукции (его ведет Минсельхоз).
Если российский производитель желаете экспортировать экологически чистую продукцию на мировой рынок, она в обязательном порядке должна отвечать требованиям, установленным USDA (Департаментом сельского хозяйства США и Еврокомиссии). Для этой цели также потребуется получить сертификат международного значения, обратившись в аккредитованное агентство.
Как оформить документ?
Чтобы в установленном порядке получить сертификат Органик, предпринимателю потребуется:
- подать заявку на проведение сертификационной процедуры;
- согласовать план проверки;
- подготовить перечень необходимой документации;
- обеспечить доступ на производство – в ходе аудита анализируется документация компании, а также технологические процессы, оборудование и иные производственные объекты;
- дождаться результатов проверки;
- получить оформленный документ.
Процедура сертификации состоит из двух основных этапов:
- заочной проверки – на этой стадии эксперты анализируют предоставленную заявителем документацию;
- выезда на предприятие – проверке подлежат значительный перечень объектов: исследуются условия выращивания растений, помещения, где находятся животные, оборудование в цехах по переработке сырья, склады.
По итогам аудита составляется акт, в котором указывается, отвечает ли производство действующим нормам или нет. В случае выявления незначительных недочетов, предпринимателю предоставляется время на их устранение. Если в ходе проверки обнаружены серьезные нарушения, то в выдаче сертификата будет отказано.
Важно! Получить сертификат Органик возможно лишь в том случае, если условия изготовления продукции отвечают установленным требованиям, а сами продукты являются безопасными и отличаются высоким качеством.
Сроки проведения сертификации на законодательном уровне не установлены. На практике это длительный процесс, который в среднем занимает от 3 месяцев до полугода.
После оформления сертификата производитель должен ежегодно проходить инспекционный контроль (осуществляется органом, выдавшим документ). По итогам комплексной проверки может быть принято решение о приостановлении сертификата или его аннулировании (если условия изготовления продуктов питания перестали соответствовать предъявляемым требованиям).
Какие документы нужны для проведения органической сертификации?
Для прохождения процедуры субъекту хозяйствования нужно предоставить следующее:
- выписку из ЕГРЮЛ – оригинал (срок ее действия с момента выдачи составляет 10 дней);
- копию устава с дополнениями и изменениями;
- заверенные копии регистрационных документов – свидетельств ОГРН, ИНН;
- приказ о назначении руководителя;
- сведения о количестве сотрудников компании;
- информацию о проведенных проверках со стороны контролирующих и надзорных органов;
- перечень производственных помещений, участков земли, складов;
- описание мероприятий, направленных на выполнение правил органического производства;
- список используемого оборудования, устройств, приспособлений, инвентаря;
- обязательство предпринимателя следовать установленным требованиям;
- перечень разрешительной документации на продукцию – декларации, СГР;
- техническую документацию, определяющую процесс изготовления продуктов – ГОСТы или ТУ;
- положительные отзывы потребителей или претензии;
- сертификаты ИСО и иную документацию.
Точный список формируется персонально для каждого отдельного случая с учетом особенностей бизнеса.