Согласно действующему в ЕАЭС и РФ законодательству услуги розничной торговли не подлежат обязательной сертификации. Предприниматели, основываясь на положения 184-ФЗ, могут по собственной инициативе получить сертификат качества на выполняемые работы в рамках действующих в России систем добровольной сертификации (далее – СДС).
Важно: в зависимости от реализуемой в розницу продукции может потребоваться оформление обязательных разрешений на деятельность и товар. Например, для розничной продажи алкоголя необходимо получать лицензию, а на сам напиток оформлять декларацию о соответствии требованиям техрегламентов ЕАЭС.
Цели сертификации услуг розничной торговли
Добровольная оценка осуществляемой деятельности по реализации продукции в розницу позволяет предприятию улучшить свою конкурентоспособность среди других участников рынка и увеличить экономические показатели бизнеса. К основным плюсам проведения независимой сертификации относят:
- стимулирование потребительского спроса и увеличение товарооборота;
- повышение уровня доверия партнеров и потребителей к компании и продукции;
- расширение доли рынка;
- рост капитализации бизнеса;
- упрощение привлечения инвестиций для формирования или развития торговой сети;
- перспективы заключения новых выгодных сделок с контрагентами;
- формирование положительного имиджа и рост узнаваемости бренда;
- укрепление деловой репутации;
- право на использование дополнительных знаков маркировки.
В зависимости от целей и планов на развитие каждое предприятие может самостоятельно определить дополнительные выгоды, которые получит от проведения сертификации услуг розничной торговли.
Что требуется от заявителя?
Для оформления добровольного сертификата предприниматель обращается с заявкой в аккредитованный сертификационный орган. В перечень сведений и документов, которые требуется предоставить специалистам, входит:
- копии регистрационных свидетельств о присвоении ОГРН и ИНН, копии уставных и учредительных документов при наличии;
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, сведения об организационной структуре предприятия;
- подробное описание предоставляемых услуг, выписка из Госстата;
- документы о соответствии на используемое оборудование, сырье (сертификаты, декларации);
- разрешительная документация, подтверждающая соответствие помещений требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности;
- бухгалтерская и статистическая отчетность;
- данные о персонале, его компетенции, образовании;
- руководства, приказы, инструкции, положения, свидетельствующие о внедрении в компании системы менеджмента качества (если есть).
В зависимости от особенностей деятельности предприятия могут потребоваться и другие данные. Точный перечень необходимой документации определяет специалист сертификационного центра в ходе проведения первичной консультации.
Процедура оформления: основные этапы
Услуги розничной торговли подлежат сертификации по общепринятым правилам, а именно: проверяются на соответствие профильных стандартов. Например, сертификационный процесс реализуют в целях проверки соблюдения заданных требований ГОСТ Р 51304-2009. В общем виде основными сертификационными этапами можно считать:
- обращение заявителя с заявкой и документацией в аккредитованный орган;
- рассмотрение и принятие заявления, анализ текущего законодательства;
- заключение договора об оказании услуг;
- проверка представленных заявителем сведений на предмет достаточности, правильности оформления и достоверности;
- анализ деятельности компании, оценка соответствия оказываемых услуг требованиям действующих государственных стандартов (анализируется материально-техническое оснащение компании, используемое оборудование, состояние измерительной техники, соблюдение требований санитарии и гигиены и т.д.);
- выезд эксперта на предприятие;
- оценка информации о деятельности предприятия полученной из внешних источников.
По результатам проведенных проверок (при положительном выводе о соответствии организации заданным критериям) оформляется добровольный сертификат.
Документ заполняется на фирменном типографском бланке согласно действующим законодательным требованиям. В нем обязательно указываются сведения о заявителе, сертификационном органе, перечень нормативов, соответствие которым установлено при проверке, основания выдачи, срок действия.
Сертификат выдается на срок от 1 года до 3х лет и не предполагает возможности продления срока действия. В дальнейшем предприниматель при желании может получить новый документ, полностью повторив всю сертификационную процедуру.