Требований в российском законодательстве о проведении обязательной сертификации услуг общественного питания нет. Но у каждого предпринимателя на основании положений 184-ФЗ РФ есть право провести процедуру независимой оценки работы предприятия и получить добровольный сертификат.
Однако стоит знать, что учреждения общественного питания — кафе, рестораны, бары и прочие подобные заведения — относятся к пищевой отрасли, в которых согласно ТР ТС 021/2011 необходимо внедрять и использовать в деятельности систему менеджмента безопасности продуктов питания (СМБПП), основанную на принципах ХАССП.
При этом реализовать сертификацию действующей модели управления, чтобы доказать ее эффективность и соблюдение установленных требований, также можно исключительно по собственному желанию.
Цели и функции добровольной сертификации услуг общественного питания
Проведение независимой оценки соответствия заявленного уровня обслуживания требованиям профильных ГОСТов или иных нормативных актов предоставляет предприятиям ряд весомых конкурентных преимуществ:
- расширение клиентской базы и увеличение прибыли;
- повышение уровня доверия клиентов к качеству оказываемых услуг;
- формирование положительного имиджа;
- укрепление деловой репутации;
- рост инвестиционной привлекательности и капитализации бизнеса;
- повышение шансов на участие в конкурсных процедурах;
- возможность заключения договоров на выездное обслуживание.
Кроме того, это реальный инструмент продвижения организации на рынке и способ выделиться среди большого числа конкурентов.
Схемы сертификации услуг общественного питания
Порядок и последовательность действий при проведении добровольного подтверждения соответствия работы общепита определяется исходя из применяемой схемы, каждая из которых имеет свои особенности и специфику. Так, в зависимости от применяемого способа оценивают:
- квалификацию и уровень мастерства персонала;
- процесс выполнения заявленного сервиса;
- состояние производственных условий;
- соответствие организации требованиям стандартов данной сферы.
Также к проверке может быть заявлена выстроенная на предприятии СМБПП. Система управления оценивается в рамках стандарта серии ИСО 22000.
Порядок действий
Процесс сертификации услуг общественного питания включает следующие основные этапы:
- Подача заявки в письменной форме в аккредитованный орган с базовым комплектом документации.
- Рассмотрение и принятие заявки, заключение договора, оплата предстоящей работы экспертов.
- Проведение запланированных проверочных мероприятий в рамках выбранной СДС — системы добровольной сертификации (например, ЕАС AUDIT).
С учетом выбранного способа оценки и специфики заявленного объекта также анализируют:
- материально-техническое состояние компании (используемая посуда, приборы, мебель, сантехника, вентиляция, наличие профессионального технологического оборудования) на предмет соответствия ассортименту производимых блюд;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при изготовлении продукции и обслуживании клиентов заведения;
- квалификацию и опыт персонала;
- состояние производственного оборудования и помещения;
- разрешительную документацию на сырье, технику (обязательные сертификаты, декларации, свидетельства, заключения).
- прочие параметры.
В ходе проверки изучается предоставленная документация, осуществляется выезд эксперта на предприятие, проводится оценка проверяемых условий заданным требованиям профильного стандарта. При положительном выводе об установленном соответствии сервиса оформляется сертификат с максимальным сроком действия 3 года.
Документ качества оформляется аккредитованным органом на фирменном бланке выбранной СДС и содержит информацию о заявителе, данные об органе, объекте проверки, перечне нормативов, соответствие которым подтверждено, прочие сведения. Аккредитованный орган наравне с заявителем несет ответственность за достоверность и объективность проверки, о чем свидетельствует подпись руководителя органа по сертификации и печать.
Необходимый комплект документов
В состав документации, которую потребуется предоставить в аккредитованный орган, входит:
- письменная заявка, выражающая желание на проведение добровольной оценки;
- юридические реквизиты заявителя, копии его регистрационных свидетельств ИНН и ОГРН;
- выписка из Госстата в отношении видов деятельности;
- подробное описание оказываемых услуг и выполняемых работ;
- описание технологического процесса и используемого оборудования;
- информация о персонале, организационная структура, штатное расписание;
- внутренняя документация, подтверждающая внедрение и эффективное применение в компании СМБПП;
- другие сведения, которые подтверждают соответствующий уровень качества оказываемого обслуживания.
Список указан ориентировочный, так как для каждой отдельной ситуации могут потребоваться дополнительные материалы.
Прохождение добровольной сертификации услуг общественного питания помогает организациям документально подтвердить уровень обслуживания и завоевать доверие клиентов.