Перечень ТР ТС для пищевой продукции
Регламенты, по которым подтверждают соответствие продовольствия нормам безопасности, зависят и от вида продукции:
- ТР ТС 021/2011- все виды продуктов питания, напитков;
- ТР ТС 023/2011 — напитки, фруктовые, овощные соки, лимонады;
- ТР ТС 024/2011 — продукты с масложировым составом;
- ТР ТС 027/2012 — спец. питание;
- ТР ТС 029/2012 — вспомогательные добавки в пищу;
- ТР ТС 033/2013 — молочные товары;
- ТР ТС 034/2013 — мясные полуфабрикаты и изделия, свежее мясо;
- ТР ЕАЭС 040/2016 — рыба, морепродукты, рыбные консервы;
- ТР ЕАЭС 051/2021 — Сельскохозяйственная птица, продукты ее переработки.
Могут применяться сразу несколько ТР ТС. Перечень показателей, которые проверяются на соответствие нормам, указаны в регламенте для каждого вида продукта. Как правило, это микробиология, органолептика, физико-химические показатели.
Правила маркировки продуктов питания
Маркировка пищевой продукции – это сведения, нанесенные на этикетку, которые предназначены для информирования потребителей о ее составе, свойствах. Маркировка продовольствия должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011.
В перечень сведений, которые указываются на этикетке продукта, входят:
- название, место нахождения изготовителя;
- наименование продукта, состав;
- сведения о пищевой ценности, калорийности на 100 г продукта;
- количество (вес, объем) товара в упаковке;
- дата изготовления, срок пригодности к потреблению;
- условия, оптимальные для хранения продукции;
- сведения об отсутствии ГМО (указываются после отдельных испытаний);
- дополнительные сведения.
В РФ штрихкоды применяются в торговле добровольно – по желанию предпринимателя. Однако в некоторых случаях товары маркируют штрихкодами в обязательном порядке, например, если они размещаются на продажу в крупные торговые сети, супермаркеты, имеющие автоматизированный учет.
Товарный знак (ТЗ) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров конкретного производителя. Регистрация ТЗ защищает права на фирменное обозначение, предотвращая его использование другими хозяйствующими субъектами. Наличие на этикетке зарегистрированного ТЗ повышает узнаваемость бренда.
Некоторая пищевая продукция попадает под обязательную маркировку в «Честном знаке» – нац. системе отслеживания товаров. Данные требования касаются мороженого, сыров, прочих молочных продуктов, БАД, а также бутилированной воды, напитков – слабоалкогольных, безалкогольных.
Перед выпуском в оборот продовольственное изделие маркируется средствами идентификации (код DataMatrix). С даты внедрения маркировки производители должны зарегистрироваться в «Честном знаке» и описать выпускаемые ими товары в каталоге.
Добровольная сертификация пищевой продукции
Добровольная сертификация продуктов питания проводится по инициативе производителя. Она позволяет повысить конкурентоспособность продукции, продемонстрировать качество, подтвердить соответствие стандарту – ГОСТ или внутреннему нормативному документу (ТУ, СТО).
Если на продукцию не подходит имеющийся ГОСТ, разрабатываются технические условия (ТУ) или стандарт предприятия (СТО) с возможностью последующей регистрации их в нац. реестре.
На пищевые изделия можно получить сертификаты ЭКО, БИО, ВЕГАН, «БЕЗ ГМО», что дает возможность подтвердить экологическую чистоту, натуральный состав продукта, отсутствие в нем вредных веществ, иные свойства – в зависимости от системы сертификации.
Знаки «ЭКО», «БИО», «ОРГАНИК» и другие, указанные на этикетке, привлекут интерес покупателя. Добровольно можно пройти сертификацию системы ХАССП, подтвердив ее соответствие критериям ИСО 22000.
Перечень сведений для проведения сертификации
Для декларирования или добровольной сертификации качества требуются:
- заявка с описанием свойств исследуемого объекта, позволяющих его правильно идентифицировать;
- устав компании, выписка из ЕГР, регистрационные данные (ИНН, ОГРН) заявителя;
- ГОСТ или ТУ (СТО), которые применяются в компании;
- протоколы исследований (если есть);
- рецептуры с содержанием ингредиентов;
- технологическая документация – технико-технологические карты, инструкции, иное.
В зависимости от схемы декларирования, иных факторов могут понадобиться дополнительные документы.
Отсутствие опыта у предпринимателей приводит к сложностям и ошибкам в подготовке доказательной базы, разработке этикетки, регистрации декларации. Нарушение требований ТР ТС, правил маркировки и прохождения сертификационных процедур, указание в декларации недостоверной информации влечет ответственность по КоАП РФ.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, обратитесь в сертификационный центр. Эксперты помогут разобраться в нюансах процедуры, подготовить необходимые документы. Консультации проводятся бесплатно, направляйте заявки.