Грибы используются для употребления в пищу как самостоятельный продукт или как ингредиент для вторых блюд, салатов, закусок. Они имеют высокий уровень потенциальной опасности для человека, потому что могут содержать радиоактивные вещества и ядовитые компоненты. Гарантия для потребителя, что товар пригоден для употребления в пищу, – декларация, которую оформляют изготовители и поставщики в предусмотренном порядке.
Нужен ли сертификат на грибы?
Обязательная сертификация грибов не предусмотрена законодательством РФ и ЕАЭС. Как и другие продукты питания, товар попадает под действие одновременно двух технических регламентов (ТР ТС):
- 021/2011 – устанавливает нормативы безопасности для всех типов продовольствия, определяет, как должны быть организованы процессы его производства и сбыта;
- 022/2011 – содержит правила маркирования пищевой продукции.
Положения регламента ТР ТС 021/2011 предписывают проводить проверку для данного продукта путем декларирования. Несоблюдение должных требований, что определены действующим законодательством, наказываются штрафами и изъятием продукции.
По каким показателям оценивают грибы перед продажей?
В рамках обязательной оценки проверяются:
- органолептические характеристики товара;
- физико-химические свойства;
- микробиологическая безопасность;
- гигиенические характеристики (содержание тяжелых металлов, пестицидов, микотоксинов);
- радиологическая безопасность;
- отсутствие в составе ГМО;
- наличие маркировки, где содержатся полные сведения о продукции в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011.
Показатели безопасности продукта питания, выявляемые в лаборатории, обязательно вносятся в официальный документ – протокол испытаний (сокращенно – ПИ).
Декларирование проводится для серийного производства пищевой продукции на срок 1-5 лет или для единичной поставки. Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель.
Оценка соответствия не предусмотрена для тех грибов, которые граждане собирают в лесу, выращивают на своем огороде и используют исключительно для собственного потребления.
При транспортировке через границу РФ свежих, непереработанных грибов в дополнение к декларации требуется фитосанитарный сертификат. Это официальный документ, который удостоверяет соответствие товара нормам карантинной безопасности. Он выдается Россельхознадзором, действует до 15 дней.
Процедура декларирования грибов
Порядок декларирования продуктов питания описан в ТР ТС 021/2011. Установлено, что предпринимателю необходимо:
- подготовить НТД (нормативно-технические документы) в соответствии с требованиями законодательства;
- внедрить в свою деятельность систему менеджмента на базе принципов ХАССП, которые описаны в стандарте ИСО 22000;
- отобрать образцы товара с производства или ввезти их в РФ на основании официального письма из лаборатории;
- организовать испытания образцов в лаборатории;
- получить ПИ и проверить, отвечают ли его показатели определенным нормативным критериям;
- в личном кабинете на сайте ФСА заполнить черновик декларации;
- загрузить оцифрованный скан ПИ и другие подтверждающие документы;
- заверить декларацию усиленной ЭЦП (оформляется заранее в аккредитованных центрах Минкомсвязи);
- направить ее на регистрацию.
Далее в трехдневный период декларации присваивается уникальный номер. Информация о разрешительном документе появляется в открытом доступе в электронном реестре ФСА. С этого момента предприятие вправе маркировать товар обозначением «ЕАС» и начинать продавать в любой из стран Таможенного Союза.
Дополнительная сертификация грибов
Добровольный сертификат на грибную продукцию оформляется после принятия обязательной декларации. Он используется как инструмент для стимулирования продаж. Документом подтверждают качество продукта, те его характеристики, которые решил выделить сам заявитель. Например, шампиньоны оценивают по профильному ГОСТ Р 56827-2015, проверяя:
- внешний вид;
- окраску;
- вкусовые качества;
- зрелость;
- диаметр шляпки;
- доля в партии плодов, которые не отвечают требованиям сорта;
- отсутствие примесей в партии;
- отсутствие вредителей и т.д.
Сертификация, как и декларирование, предполагает испытания образцов товара в лаборатории. Исследуются только те параметры, которые выбрал для подтверждения сам предприниматель, получаемые данные сравниваются с нормативами НТД организации.
Сертификат выдается на период до 3 лет. Он помогает сделать продукцию более востребованной на рынке, увеличить продажи, освоить новые каналы реализации и решить иные маркетинговые задачи.