В российском законодательстве под торговым знаком (далее -ТЗ) понимается некое обозначение на упаковке товара/вывеске компании, которое является зарегистрированным средством индивидуализации, позволяющим выделиться на рынке среди предложений конкурентов. Срок регистрации торговой марки занимает достаточно длительный период, поэтому, чтобы исключить возможные ошибки и отказы в проведении процедуры, целесообразно обратиться в специализированную компанию за помощью, а не действовать самостоятельно.
Важно: не стоит путать понятия «регистрация торговой марки» и «патентование», так как это разные процедуры, хотя и относятся обе к сфере патентного права.
Почему нужно регистрировать ТЗ?
Согласно ГК РФ (ст. 1477, часть 4) зарегистрировать собственный бренд вправе любая компания или ИП.
Регистрация торговой марки/знака проводится предпринимателями в целях:
- защиты бизнеса от неправомерных действий недобросовестных конкурентов;
- возможности расширения бизнеса по франшизе;
- повышения доверия потребителей и расширения рынков сбыта;
- получения прибыли от продажи ТЗ;
- возможности взыскания денежной компенсации в случае нарушения интеллектуальных прав владельца логотипа.
В связи с этим, стоимость регистрации торговой марки вполне оправдана, так как позволяет защитить свою собственность и правовым путем привлечь к административной ответственности нарушителей закона с выплатой компенсаций. Попытки использования торговых марок в корыстных целях, если они зарегистрированы и имеют правообладателя, ведут к возникновению административной ответственности, за которую предусматриваются весьма крупные штрафы в размере до сотен тысяч рублей.
Требования к торговому знаку
Заявленное обозначение должно соответствовать ряду определенных критериев. Так, ключевым условием для регистрации является неповторимость и оригинальность бренда. Кроме того:
- ТЗ не обязательно должно иметь графический или текстовый вид, допускаются также звуковые, движущиеся, комбинированные или иные варианты.
- Если логотип не имеет смыслового значения и состоит, например, из нескольких слогов или аббревиатуры, то обязательно в описании приводится способ его образования.
- ТЗ не должен описывать товар, изображать символику государства и не вводить в заблуждение потребителя.
Также стоит отметить, что предприниматели не ограничены в возможности зарегистрировать сразу нескольких ТЗ.
Не является нарушением использование даже одинаковых обозначений, но зарегистрированных в различных классах классификатора МКТУ, которые используются для проведения регистрационной процедуры. Всего действует 34 класса товаров и 11 классов услуг. Компания может зарегистрировать один и тот же логотип в различных классах. Пропорционально количеству выбранных классов увеличивается и стоимость услуг (в частности, с учетом этого формируется пошлина).
Например, торговая марка «ПылеСОС» может быть зарегистрирована одновременно в классах предоставления услуг по уборке помещений, продаже очистительной бытовой техники, а также по ремонту пылесосов.
Порядок действий заявителя
Основными этапами регистрационного процесса являются:
- выбор патентного поверенного/иного доверенного представителя, обращение к нему с документацией, составление договора на оказание услуг;
- проведение предварительного аудита заявленного обозначения;
- анализ базы уже зарегистрированных ТЗ и поданных заявок;
- подготовка документации для подачи в Роспатент;
- оплата первой части госпошлины;
- экспертиза ФИПС, предоставление ответов на запросы органа при необходимости;
- оплата второй части госпошлины;
- получение свидетельства.
Подать заявку на регистрацию торгового знака можно не только в отношении готовых товаров, но также и в отношении предоставляемых услуг, выполняемых и проводимых работ (согласно классификатору МКТУ).
При успешном проведении предусмотренной экспертизы предприниматель получает необходимое свидетельство со сроком действия регистрации товарного знака 10 лет.
Требуемая документация
Формирование заявки является наиболее ответственным этапом в проведении регистрационной процедуры, так как от правильности ее составления, в том числе, зависит результат экспертизы. Для составления заявки предприниматель передает следующий комплект документов:
- макет ТЗ с описанием основных элементов в произвольной форме, расшифровкой значений и указанием любой информации, способствующей его правильной идентификации, воспроизведения и понимания;
- коды товаров или услуг, для которых будет осуществлять регистрационная процедура;
- копии уставных и учредительных документов, выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, ИНН, ОГРН;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- согласие на обработку персональных данных.
Процедура регистрации представляет собой достаточно длительный процесс, который при отсутствии ошибок и сложностей занимает от 6 до 12 месяцев. В случае обнаружения каких-либо несоответствий временные рамки по проведению процедуры сдвигаются в большую сторону.