Необходимость разработки этикетки на продукцию связана не только для привлечения внимания потребителя. Перед покупкой товара покупателю важно ознакомиться с интересующей его информацией, касающейся состава продукта, его пищевой и энергетической ценности, сроков годности и условий хранения. По этой причине производители должны соблюдать все правила маркировки перед выпуском пищевой продукции в обращение на потребительские рынки.
Законодательная база
Отсутствие маркировки или не оформленная должным образом этикетка влечет за собой для производителей и поставщиков административную ответственность. Контролируют правильность нанесения маркировки и достоверность сведений на ней территориальные органы Роспотребнадзора. Чтобы избежать негативных последствий для бизнеса, важно своевременно провести все необходимые процедуры. Стоимость разработки этикетки намного ниже, чем размер штрафов, которые предприниматель должен уплатить за нарушения требований к маркировке продуктов питания. Стандарты установлены в ТР ЕАЭС № 022/2011, основные из них относятся к содержанию этикетки.
Изготовитель должен разработать дизайн наклейки, которая наносится на упаковку товара и потребительскую тару, если на рынок выпускается продукция отечественного производства. Если товар ввозится на территорию РФ из зарубежных стран, данная ответственность возлагается на импортера. Если это предусмотрено законодательством, он обязан оформить разрешительную документацию, перевести ее на русский язык, подготовить сведения для маркировки.
В некоторых случаях фасовка товаров производится непосредственно в торговых точках. В данной ситуации подготовкой наклейки со сведениями о продукте занимается продавец. Если продукция реализуется через заведения общественного питания, использование этикетки необязательно. Однако работник заведения должен разместить аналогичный перечень сведений о продукте таким образом, чтобы он был доступен для посетителя – в меню, на витрине или стендах.
Какая информация указывается на этикетке
Поскольку продовольственные товары проходят обязательную процедуру декларирования в системе технического регулирования ЕАЭС, упаковка должна содержать знак соответствия ЕАС. Он подтверждает, что проведены все необходимые лабораторные испытания согласно техническим регламентам Таможенного Союза.
При разработке этикеток для продуктов питания необходимо использовать уникальную графику и изображения, чтобы исключить нарушение права интеллектуальной собственности других компаний. Нанесение логотипов (товарных знаков) проводится согласно свидетельству Роспатента.
Чтобы на законных основаниях реализовывать пищевые продукты, необходимо указать следующие сведения:
- информацию о производителе – наименование, место изготовления продукции (если она иностранного происхождения, указываются сведения об импортере);
- название продукта, его полный состав с указанием пищевой и энергетической ценности, сырьевых материалов и ингредиентов, из которых он изготовлен;
- сведения об отсутствии генетически модифицированных организмов;
- дату выпуска и упаковки;
- условия хранения;
- сроки годности до и после вскрытия упаковки;
- способ употребления продукции (рекомендации по ограничению, меры предосторожности), если это обусловлено ее свойствами;
- количество товаров в упаковке (вес, объем);
- возрастную категорию, для которой изготовлен данный вид продукции;
- нормативную документацию, согласно которой изготовлен продукт (ГОСТы, ТР ЕАЭС).
Данный перечень считается общепринятым. Для некоторых видов товаров сведения, которые следует предоставлять потребителям через наклейку или текст на упаковочной таре, может быть изменен или дополнен. Например, для выпуска на потребительские рынки алкогольных напитков или табачных изделий, необходимо дополнительно указывать надписи о возрастных ограничениях для потребителя, о вреде для здоровья. Сведения должны указываться на языке государства, в котором будет реализовываться товар, причем их можно дублировать на разных языках.
Что требуется для прохождения процедуры
Для разработки маркировки заявителю необходимо направить заявку установленного образца с пакетом бумаг.
- Копии регистрационной и учредительной документации, подтверждающую законность предпринимательской деятельности (устав, выписки, свидетельства и т.д.).
- Реквизиты предприятия для заключения договора.
- Подробное описание продукта с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2.
- Нормативно-техническую документацию (ГОСТ или ТУ), которыми руководствуется изготовитель в процессе производства.
Этапы оформления
Процедура проводится в несколько этапов:
- подача заявки и подготовка требуемой документации;
- предварительная консультация, во время которой определяется схема дальнейшего сотрудничества;
- разработка этикетки;
- согласование макета.
Остались вопросы? Обращайтесь к нашим экспертам. Все консультации бесплатны.