С 1.09.2025 года в России стартовала обязательная регистрация в системе маркировки для производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. Производители и импортеры должны будут наносить коды маркировки на продукцию и передавать информацию в систему для следующих товаров: с 1.12.2025 года — какао и напитки, с 1.04.2026 года — чай, с 1.06.2026 года — кофе и цикория.Продукция, произведенная или ввезенная в страну до начала обязательной маркировки, может продаваться без кодов до окончания срока годности.
Союз изготовителей выступил с предложением отсрочить введение системы маркировки на пять месяцев и освободить от обязательного нанесения кодов небольшие упаковки весом менее 30 граммов. Основания: производственные мощности не справляются с нанесением кодов в необходимом объеме без падения производительности на 10–20%, себестоимость отдельных товаров может увеличиться до 40%, а также возникают трудности с приобретением оборудования и получением кредитов.
Производственные предприятия заявляют, что несвоевременная подготовка к маркировке может повлечь перебои с поставками и повышение цен. В ведомстве Минпромторга сообщили, что приняли обращение и указали: маркировка доказала свою пользу в борьбе с теневым оборотом, а рост цен на продукцию не ожидается. Представитель системы маркировки отметил, что реализация проекта не отразится на деятельности большинства производителей, а вывод рынка из тени способен повысить доходы бюджета.
Маркировка — это нанесение уникальных кодов на продукцию для отслеживания её движения и предотвращения нелегального оборота. Она не заменяет другие требования к пищевой продукции, такие как декларации по требованиям ТР ТС и система ХАССП, обеспечивающая безопасность продукции.