21.09.2020 г. было принято Постановление Правительства № 1515. Согласно его положениям с 1 января 2021 года в силу вступили новые правила, регламентирующие оказание услуг общественного питания. Сформулированные нормы будут действовать до 2027 года, после чего они могут быть дополнены или изменены и выпущены в новой редакции.
Актуальные правила включают 3 раздела, в которые входят 22 пункта. Они раскрывают применяемую терминологию, сведения по оказываемым услугам, данные, которые необходимо доводить до сведения потребителя, и порядок функционирования предприятий общественного питания.
Условия функционирования предприятий общепита
Работа предприятий общественного питания в соответствии с новыми правилами должна проводиться с учетом следующих требований:
- выполнение полного комплекса услуг, отраженного в меню;
- соблюдение сроков приготовления блюд и осуществление прочих работ с учетом договоренности с потребителем;
- соблюдение в ходе работы норм, отраженных в ФЗ «О защите прав потребителей»;
- выдача чека или направление бланка клиенту после проведения оплаты. Важный момент – при определении стоимости выполненных услуг предприятие должно опираться на сведения, которые приведены в актуальном меню.
Информация, которая предоставляется потребителю
Обновленные нормы также включают требования к информации, которая должна доводиться до потребителей. Она включает:
- Перечень работ и условия их проведения.
- Наименование блюд, которые заведение может приготовить по заказу потребителя.
- Сведения о наличии витаминов в продукте.
- Данные об энергетической и пищевой ценности изделия.
Стоит обратить внимание на то, что отражение сведений по пищевой и энергетической ценности может опираться на данные, полученные из протокола испытаний по определению БЖУ – количества белков, жиров и углеводов в составе продукта. Это устанавливается с помощью проведения лабораторных исследований или расчетным методом.
Предоставляя определенные данные, следует учитывать, что согласно новым правилам потребитель имеет право ознакомиться со всей информацией, которая характеризует функционирование предприятия общественного питания.
Требования к разработке и внедрению ХАССП
Принятие новых правил никаким образом не повлияло на необходимость внедрения системы менеджмента безопасности на пищевом производстве. Такое требование отражено в регламенте 021/2011 и распространяется на все предприятия, которые выпускают пищевую продукцию, включая и заведения, относящиеся к общепиту.
Независимо от ассортиментного перечня готовых блюд, организационной структуры предприятия, количества посадочных мест обязательно разрабатывается и внедряется система менеджмента безопасности, которая минимизирует риски на предприятии и обеспечивает выпуск качественного продукта с наименьшими потерями. Соблюдение требований технического регламента по применению принципов ХАССП контролируется Роспотребнадзором. Их невыполнение – повод к привлечению к ответственности и несению наказания по статье 14.43 КоАП РФ.
Разработка и внедрение системы проводится путем анализа опасных факторов, определения критических контрольных точек и установления в них предельно допустимых параметров. СМ позволяет контролировать соблюдение параметров и, минимизировать риск выпуска бракованного товара.
Подтвердить функционирование системы ХАССП можно путем прохождения добровольной сертификации.