Винодельческая продукция в России контролируется государством, систематически ужесточающим требования к товарообороту. В качестве средств идентификации для алкогольных напитков используют федеральные специальные марки (ФСМ), а для безалкогольных – двумерные коды Data Matrix. Интеграция информационных систем – ЕГАИС и Честного знака позволяет прослеживать сбыт вин в целях пресечения подделок и контрабанды.
Интеграция систем прослеживания винодельческого оборота
Производство и реализация продуктов виноделия находится под контролем двух государственных информационных систем (ГИС). Попадание и контрольные методы прослеживаемости зависят от присутствия алкоголя в винах, маркируемых:
- Крепленые, игристые и столовые – ФСМ, сменившими с 2021 года акцизные марки. Каждая марка удостоверяет легальность производства и импорта. Благодаря штрих-коду и идентификатору зашифрованные сведения считываются и передаются в ЕГАИС (ст. 12 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ).
- Безалкогольное– Data Matrix кодами, информирующими обо всех перемещениях «Честный знак». Код данного продукта является дочерним по классификатору ОКПД 2 и относится к прочим безалкогольным напиткам, не вошедшим в иные категории. В целях прослеживания товары маркируются средствами идентификации (Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 года № 887).
Внимание! ЦРПТ и Росалкогольрегулирование завершили интеграцию мобильных приложений обеих ГИС, чтобы усилить контроль алкогольного рынка путем привлечения граждан. Приложение Честного знака может сканировать ФСМ и выявлять винный контрафакт или фальсификат. Возможность сканирования также существует в приложении «Антиконтрафакт алко», где пользователи могут проверить подлинность напитка и наличие лицензии на продажу спиртного у предприятия розничной торговли.
ФСМ как способ контроля оборота алкогольных напитков
Марки должны получать производители и импортеры алкогольных напитков. В заявлении на получение субъект хозяйствования должен указать:
- вид винодельческой продукции;
- объем маркируемого оборота;
- содержание алкоголя;
- емкость потребительской тары.
Основанием для отказа в выдаче ФСМ может стать несоответствие заявленного количества предельно возможному объему выпуска конкретного винодела, отсутствие лицензии либо неуплата акциза. Марки защищены от подделки и повторного использования, что позволит выявить нарушителя при попытке реализации неучтенной продукции.
Предупреждение! Поскольку ставки акцизного сбора планомерно повышаются с 01.05.2024 года (подп. 11, 12 п. 1 ст. 193 НК РФ), контроль выдачи ФСМ даст возможность пресечь действия налогоплательщиков, направленные на уклонение от налогообложения.
Контроль безалкогольных вин в Честном знаке
Для обмена информацией друг с другом и системой мониторинга все участники товарооборота безалкогольными напитками должны зарегистрироваться в ГИС. Регистрационная процедура включает:
- Вступление в ассоциацию ГС1 РУС. Членство нужно отечественным производителям для присвоения глобального номера GLN.
- Генерацию штрих-кодов GTIN. При импорте карточки сформируются автоматически, но потребуется внесение информации о разрешительной документации.
- Создание личного кабинета в категории безалкогольной продукции в «Честном знаке». Перед началом работы нужно дождаться сведений от оператора о подключении.
Вся цепочка продвижения безалкогольного вина от изготовителя к потребителю подлежит прослеживаемости. Поэтапное внедрение, предусматривающее плавный переход на отслеживание каждой бутылки вина, дает возможность участникам своевременно получить УКЭП, приобрести и настроить оборудование для работы с маркируемыми товарами.
Требования к потребительской маркировке вин
ФСМ и Data Matrix не освобождают субъектов хозяйствования от информирования о безопасности винодельческого ассортимента потребителей.
Справка! Правила безопасного потребления должны указываться на этикетке или иной потребительской упаковке (ст. 7, ст. 10 закона о ЗПП). Помимо общих норм требования к маркировке пищевой продукции устанавливаются тех. регламентом ЕАЭС (ст. 4 ТР ТС 022/2011) и профильным стандартом к винодельческой продукции (ГОСТ 32061-2013).
С учетом положений нормативных актов маркировать потребительскую упаковку нужно сведениями, включающими:
- наименование вина, позволяющее относить напиток к продуктам виноделия и отличать от аналогов;
- состав с указанием объемной доли этанола и массовой концентрации сахаров;
- объем напитка, содержащегося в упаковке, реализовываемой потребителям;
- срок годности со ссылкой на число лет либо без ограничений при соблюдении условий хранения;
- дату изготовления (розлива) и год сбора урожая для защищенных ГУ или НМПТ вин;
- информацию о входящих в состав пищевых добавках, ароматизаторах;
- данные о компонентах, полученных с применением ГМО;
- название и местонахождение изготовителя;
- противопоказания к употреблению несовершеннолетними, беременными и лицами, страдающими заболеваниями пищеварительной и центральной нервной системы;
- предупреждение о вреде употребления алкоголя;
- аббревиатуру единого знака обращения на территории Таможенного союза «ЕАС», означающую «евразийское соответствие», гарантирующую безопасность и качество напитка.
На заметку! Дополнительно в маркировке могут указываться отличительные символы и сведения о владельцах. В частности, эмблему «Вино России» разрешено размещать изготовителям крепленых и игристых вин при подтверждении полученного права от СРО виноградарей и виноделов (подп. 5 п. 10 ст. 9 закона от 27.12.2019 года № 468-ФЗ).
Для столовых вин и виноматериалов разработан отдельный стандарт, конкретизирующий требования к маркировке. Для напитков географических наименований можно указывать сорт винограда либо регламентированную сортовую смесь. Местонахождение производителя должно включать страну и адрес производства при условии несовпадения с юридическим адресом, а также компании, уполномоченной принимать претензии (п. 4.4 ГОСТ 32030-2013).