Под сыром понимается продукт питания, который изготавливают из молока, заквашиваемого определенным способом. Он бывает мягким, полутвердым и твердым, соленым, копченым, сливочным и т.д. Чтобы легально торговать изделием в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), бизнесмену необходимо документально подтвердить безопасность товара и нанести на него обязательную маркировку.
Разрешительная документация на сыр
Разные виды сыров относятся к группе ТН ВЭД 0406, коду ОКПД 2 10.51.4. Чтобы законно выпустить продукт питания в торговый оборот в РФ и ЕАЭС, предпринимателю надо провести декларирование. Процедура выполняется в рамках следующих технических регламентов:
- ТР ТС 021/2011 – общие стандарты безопасности продовольствия;
- ТР ТС 033/2013 – безопасность молока и изделий из него;
- ТР ТС 022/2011 – требования к маркированию продтоваров;
- ТР ТС 029/2012 – специальные нормативы для продуктов, в составе которых есть технологические добавки.
В рамках указанных ТР ТС предприниматель регистрирует декларацию. Разрешающий документ можно оформить на серийный выпуск продукции (не более чем на 5 лет) или на партию (на срок годности, который определил заявитель).
За торговлю без декларации компании, ИП и должностные лица несут ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ.
Если заявлено, что продукт питания предназначен специально для детей, относится к лечебному или профилактическому рациону, то используется другая форма оценки – государственная регистрация. СГР выдается на основе протокола испытаний и экспертного заключения, действует 5 лет.
Производители и организаторы сбыта сыров обязаны регистрироваться в системе МЕРКУРИЙ, которая обеспечивает прослеживаемость товара.
В ТР ТС 021/2011 установлено, что предприятия, работающие с продовольствием, обязаны руководствоваться принципами ХАССП, которые означают предупреждение потенциальных опасностей. Подтвердить внедрение системы управления ХАССП можно добровольным сертификатом ГОСТ Р ИСО 22000.
Справка. Сертификат ГОСТ Р ИСО 22000 обязателен, чтобы зарегистрировать декларацию сразу на 5 лет.
Оценочные мероприятия обязательно включают лабораторные экспертизы образцов с проверкой безопасности по микробиологии, гигиене, радиологии, изучением органолептических свойств, определением сроков годности и пищевой ценности.
Декларирование и госрегистрация предполагают проверку производственного стандарта изготовителя. Предприятие вправе работать по ГОСТ. Например, действуют следующие стандарты:
- ГОСТ 31690-2013 – плавленые сыры;
- ГОСТ 33959-2016 – рассольные;
- ГОСТ 32260-2013 – полутвердые и т.д.
Если имеющиеся ГОСТ не подошли, то организация производит по индивидуальному стандарту – техническим условиям (ТУ). Нормативы в ТУ не должны быть ниже, чем установленные соответствующим госстандартом.
Дополнительно разрабатываются технико-технологические карты, рецептуры, где описан состав продукта и правила его выпуска. На предприятии должна функционировать программа производственного контроля (ППК), обеспечивающая выполнение санитарных норм.
В дополнение к обязательной разрешительной документации предприниматель может оформить добровольный сертификат качества, сертификаты ЭКО, БИО. Для закрепления прав на фирменное обозначение бренда организуется регистрация товарного знака.
Нужна ли для сыра маркировка «Честный Знак»?
Согласно Постановлению Правительства № 2099 от 15.12.2020 г., с 1 июня 2021 года, в России действует маркировка сыра «Честный Знак» (независимо от срока хранения). Указанное правило не действует в отношении следующих товарных позиций:
- весом менее 30 г;
- относимых к детскому или лечебному рациону;
- весовых, упакованных непромышленным методом непосредственно в магазинах;
- предназначенных для экспорта;
- рекламных образцов – головок разных марок.
С 01.09.2024 года режим онлайн-проверки маркированной молочной продукции стал обязательным для всех продавцов.
Согласно законодательству, регистрироваться в «Честном Знаке» обязаны все без исключения участники оборота подконтрольной продукции: изготовители, организаторы поставок, оптовые и розничные торговые предприятия. Это нужно, чтобы компания или ИП получили доступ к личному кабинету (сокращенно – ЛК) в системе маркирования.
«Честный Знак» – это федеральная система, которая обеспечивает прослеживаемость товаров. За счет этого снижается доля некачественной и «серой» продукции, что отвечает интересам и потребителей, и брендов.
Предполагается, что на каждую упаковку / этикетку наносится цифровой код Data Matrix. В последнем зашифрована такая информация, как:
- название продукта;
- данные о производителе;
- место и время производства;
- срок годности;
- производственный стандарт изготовителя и т.д.
Для расшифровки перечисленных данных нужно навести на Дата Матрикс 2d-сканер или камеру смартфона. Все эти сведения хранятся в государственной информационной системе, куда их передают предприятия при отгрузке и продаже.
Работа без маркировки – административное нарушение. За него фирмам и ИП грозят штрафы, приостановка деятельности, изъятие товара. Например, ответственность установлена статьей 15.12.1 КоАП РФ.