По завершении пилотного проекта в России началась поэтапная маркировка безалкогольной и сокосодержащей продукции. Это означает обязательность регистрации для всех участников товарооборота в «Честном знаке», производящих, импортирующих и реализующих соки и напитки с добавками сахара, его заменителей и ароматических ингредиентов. Нанесенный двумерный код даст возможность любому гражданину отследить путь товара от изготовителя к потребителю, ознакомиться с составом продукта и удостовериться в качестве и безопасности для потребления.
Подлежащие и освобожденные от маркировки товары
По статистике научно-исследовательского института финансового ведомства, порядка 20 % производимых и ввозимых соков и их аналогов составляет контрафактная и фальсифицированная продукция. Во избежание ее поступления на внутренний рынок вводится режим прослеживания каждой товарной единицы. Утвержденный перечень маркируемых товаров Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 года № 887 включает:
- питьевую и минеральную воду, произведенную с ароматизаторами и вкусовыми добавками;
- напитки с газами и без газации со вкусоароматическими компонентами;
- соки, сокосодержащие энергетические и тонизирующие напитки;
- морсы, сахаросодержащие нектары, компоты;
- напитки, изготавливаемые на основе зерновых и бобовых культур;
- квасы и иные продукты брожения с концентрацией спирта в пределах 1,2 %.
Освобождены от нанесения средств идентификации напитки, предназначенные для употребления отдельных категорий граждан – спортсменов, женщин в период беременности и лактации, а также применяемые в лечебно-профилактических и диетических целях. Также не маркируются концентраты и соки, реализуемые в замороженном виде.
Внимание! Сахаросодержащие напитки помимо цифрового кода должны содержать акцизную марку. Это связано с введением акциза на сахар со ставкой в размере 7 рублей за литр продукта. Включение безалкогольной продукции в число подакцизных товаров ускорило маркировочный процесс в системе прослеживания, позволяющей зафиксировать замену сахара, глюкозы или фруктозы некачественными эрзацами.
Сроки поэтапного введения маркировки сокосодержащих продуктов
По завершении эксперимента с 01.09.2023 года все участники товарооборота безалкогольной продукции обязаны зарегистрироваться в системе мониторинга с описанием реализуемого ассортимента в каталоге. Для перехода в режим прослеживаемости предусмотрено ряд этапов, стартующих:
1. Вменение обязанности отечественным изготовителям и импортерам по нанесению кодов идентификации в зависимости от товарных категорий и отпускаемой тары:
- 01.12.2023 – для напитков, реализуемых населению в стеклянных бутылках или полимерной упаковке за исключением соков, нектаров, морсов и продукции, производимой на основе растительного сырья;
- 01.03.2024 – для продуктов, продаваемых в банках, кроме указанных товаров;
- 01.06.2024 – для оставшихся сокосодержащих напитков, реализуемых покупателям в любом виде упаковке.
2. Возложение обязанностей передавать информацию о продажах в розницу через кассовые аппараты для товаров:
- 05.11.2024 – реализуемых в стеклянной, баночной и ПЭТ-упаковке кроме соков, морсов, нектаров и продукции, изготовленной на растительном сырье;
- 01.03.2025 – продаваемых остальных напитков независимо от формата упаковки.
3. Вовлечение всех участников к обмену сведениями только электронными УПД и подаче данных о выводе пищевой продукции из оборота в рамках:
- 05.11.2024 – объемно-сортового учета с указанием количества ассортимента, GTIN и общего числа кодов маркировки;
- 01.03.2026 – поэкземплярного учета с отражением приема и отпуска каждой товарной единицы.
Чтобы выяснить, подлежит ли напиток маркировке, нужно одновременно руководствоваться кодами российского классификатора ОКПД 2 и товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС. Сроки обязательного перехода на ЭДО зависит от попадания в состав подакцизных товаров. Участник товарооборота получает отсрочку, если продукция не облагается акцизным сбором.
Вступление в Ассоциацию ГС1 РУС
Для описания товаров в Национальном каталоге с последующим получением международного кода маркировки GTIN и формирования на его основе кодов Data Matrix обязательно членство в ГС1 РУС. Для его получения кандидатам нужно:
- заполнить заявление на вступление с наложением цифровой подписи и генерацию штрих-кодов для каждой группы маркируемых товаров согласно указываемому ассортиментному перечню;
- внести вступительный взнос согласно выставленному некоммерческой организацией счету и оплатить коды на продукцию GTIN;
- получить доступ к личному кабинету после проверки корректности внесенных данных;
- произвести импорт штрих-кодов из ГС1 РУС с автоматическим формированием карточки при импортировании;
- осуществить доработку импортированных карточек с указанием сведений о сертификате или декларации соответствия, добавлением фото и иной значимой информации;
- отправить созданные карточки на модерацию, после прохождения которой получатель сможет сформировать заказ на qr-коды маркировки.
Для подтверждения членства в Ассоциации нужно вносить ежегодный взнос. Напоминание о завершении оплаченного времени и необходимости внесения очередного платежа будет направлено за 60 дней до наступления предельного срока оплаты на указанный email ответственного лица.
Справка! Ассоциация ЮНИСКАН/ ГС1 РУС – единственный российский уполномоченный представитель GS1, позволяющий получать идентификаторы. Благодаря членству можно пользоваться всеми идентификационными ключами, включая глобальный номер GTIN.
Регистрация в системе маркировки
Чтобы зарегистрироваться в системе мониторинга, претенденту нужно корректно заполнить регистрационную форму, включая:
- название хозяйствующего субъекта;
- выбор типа участника – производитель, импортер, оптовик или розничный представитель;
- ИНН и имя лица, которое вправе действовать от имени компании без доверенности;
- контактные данные – email и телефон для связи;
- для розницы – код торговой точки и 16-значные номера всех кассовых аппаратов, предусмотренных для реализации маркируемой продукции.
На заметку! Перед работой нужно получить ответ оператора о регистрации в системе. При отказе в регистрационных действиях субъект предпринимательства получит письмо с указанием причин, которые будет необходимо устранить.
Ведь отсутствие регистрации в «Честном знаке» чревато наложением финансовых санкций, составляющих для юридических лиц до 300 тысяч рублей в денежном эквиваленте с конфискацией товаров без нанесения средств идентификации (ст. 15.12 КоАП РФ).