Сметана, прежде чем попасть на прилавки магазинов, проходит тщательный контроль качества. Один из обязательных этапов этого процесса – лабораторное исследование, по результатам которого оформляется декларация о соответствии. Документ подтверждает, что товар соответствует нормам безопасности, установленным тех. регламентами ЕАЭС.
Не менее важное условие для законного оборота продукции – это маркировка. На упаковке каждого продукта должна присутствовать информация о его составе, производителе, сроке годности, прочих свойствах, важных для потребителя при принятии осознанного решения о покупке.
Маркировка «Честный ЗНАК» на сметану (далее – «ЧЗ») также обязательна. В РФ с 2021 года действует требование – маркировать молочную продукцию перед выпуском в оборот. Цель внедрения системы – создание прозрачного рынка, исключение фальсификата, повышение уровня доверия потребителей к отечественным производителям.
Зачем нужна маркировка сметаны
Требования к маркировке пищевых продуктов регламентируются нормативной документацией: тех. регламентами Таможенного союза (ТР ТС) и нац. стандартами (ГОСТ, ГОСТ Р). Сведения, указанные на упаковке/этикетке, позволяет покупателю выбрать товар, основываясь на составе, должном качестве.
Система прослеживания «Честный ЗНАК» затрудняет выпуск на рынок подделок, продажу контрафакта, поскольку каждый продукт имеет уникальный идентификатор, который можно проверить. Код DataMatrix наносится на упаковку/этикетку, передается в систему при сканировании и является ее ключевым элементом. Штрихкод содержит шифрованную информацию об изделии, включая его происхождение, изготовителя, дату производства, срок годности.
Какие виды сметаны нужно маркировать, сроки маркировки
Обязательные требования были введены в июне 2021 г. только для мороженого и сырной продукции. В сентябре участники рынка приступили к маркированию молочных товаров, которые хранятся больше 40 дней. С декабря вступили обязательные требования для молока, творога, йогуртов, сметаны и прочих молочных продуктов, которые хранятся до 40 дней.
С 01.09.2022 г. розничные продавцы мороженого обязаны передавать информацию о каждой проданной единице товара в «ЧЗ». Это означает, что при каждой покупке мороженого кассир должен сканировать код DataMatrix с упаковки и отражать данные о реализации в «ЧЗ».
Организации общепита и гос. учреждения подключились к системе маркировки с 01.12.2023 г., а с 01.09.2024 г. данные требования коснулись и фермеров.
Теперь они также обязаны получать коды DataMatrix для сметаны, регистрироваться в «ЧЗ», отражать в системе сведения о производстве и реализации продуктов.
Поэкземплярный товарный учет вводится с 01.06.2025 г. для изготовителей, оптовиков и розничных продавцов молочных продуктов, которые хранятся больше 40 дней.
Виды молочных товаров, которые нужно маркировать в «ЧЗ», перечислены в Распоряжении № 792-р.