Сливки, выпускаемые отечественными производителями и зарубежными предприятиями, классифицируются по типу молочного сырья и термической обработке. Сливки могут продаваться как готовая к употреблению молочная продукция или поступать в продажу для переработки с целью получения сливочного масла или других продуктов.
Независимо от вида сливок, перед выпуском в реализацию их необходимо проверить в лаборатории на соответствие нормам безопасности и получить подтверждающие документы.
Также субъекты хозяйственной деятельности, занимающиеся производством и реализацией, должны маркировать продукцию в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ. Это касается и маркировки сливок в «Честном ЗНАКе» – цифровой системе мониторинга и прослеживания товаров (далее – «ЧЗ»).
Зачем нужна маркировка на сливки
После успешного декларирования, обязательного для большинства продуктов питания, предприниматель наносит на упаковку (этикетку) каждой товарной единицы, поступающей в оборот, значок «ЕАС». Маркировка «ЕАС» разрешает обращение товаров в ЕАЭС. Потребительская информация на этикетке также обязательное требование в области маркировки. Правила ее нанесения и содержание этикетки регулирует тех. регламент ТР ТС 022/2011.
Благодаря этикетке можно ознакомиться с информацией о том, из каких ингредиентов состоит продовольственное изделие, со сроком его годности, а также данными о том, кто произвел продукт и иными, необходимыми потребителю для осознанного выбора.
Штриховые коды обязательны для продажи товаров в крупных торговых сетях – без них невозможно «пробить» продукт на кассе. Мелкий бизнес также может на добровольной основе получить штрихкоды автоматизации учета и упрощения логистики.
Наличие зарегистрированной торговой марки (логотипа, товарного знака) на этикетке делает бренд узнаваемым, выделяет товар среди продукции конкурентов, обеспечивает правовую защиту.
Маркировка в «Честном Знаке» стала обязательной для молочных товаров еще в 2021 году. Под обязательные требования попадают мороженое, молоко, в т.ч. сгущенное, сухое, сыр, творог, кефир, йогурты, а также сливки и другие молокосодержащие товары.
Система «ЧЗ» гарантирует безопасность потребителей, обеспечивая прозрачность товарооборота. Каждый товар, маркированный уникальным кодом DataMatrix, становится полностью отслеживаемым. Благодаря этому, покупатели могут быть уверены в подлинности и качестве приобретаемой продукции. Отслеживая путь товара от производителя до покупателя, «ЧЗ» исключает возможность попадания подделок и контрафакта на рынок.
Подтверждение безопасности сливок
Сливки являются объектом регулирования нескольких ТР ТС:
- 021/2011 – определяет нормы безопасности для всех категорий продовольственных продуктов;
- 033/2013 – распространяется только на молочные товары;
- 029/2012 – применяется, если в составе продукции есть добавки (усилители вкуса, аромата, пищевые красители и др.);
- 022/2011 – нормативы для маркировки.
Согласно ТР ТС, для подтверждения безопасности сливок необходимо пройти процедуру декларирования по схемам 2д, 4д (для партии), 1д, 3д и 6д (для серии). В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, может потребоваться гос. регистрация (для детского питания, диетических продуктов и иных, относящихся к категории специализированных).
При оценке нужно подтвердить соответствие требованиям данных ТР ТС в лабораторных условиях. Для этого в ходе исследований проверяется:
- микробиальная обсемененность;
- органолептические, физико-химические свойства;
- отсутствие вредных и токсичных веществ;
- прочие показатели, которым должны соответствовать сливки.
Также потребуются дополнительные испытания для подтверждения сроков годности, калорийности, пищевой ценности продукта (кБЖУ).
При оформлении декларации на серию товаров требуется производственный контроль (ПК) для подтверждения способности изготовителя стабильно выпускать безопасные и качественные продукты. При оценке партии ПК не проводится, только лабораторный анализ.
Производство сливок требует строгого соблюдения всех санитарных норм и правил. На производстве должен быть разработан комплект технологической документации, программа ПК, содержащая мероприятия в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности.
Неотъемлемая часть системы безопасности пищевой продукции – внедрение принципов ХАССП. Наличие сертификата на систему ХАССП (ИСО 22000) дает конкурентные преимущества и позволяет оформить декларацию на максимальный срок (5 лет).
Производители (продавцы) сливок могут пройти добровольную сертификацию, чтобы подтвердить соответствие продукции ГОСТу или ТУ по более широкому спектру требований, включая дополнительные показатели качества и безопасности, не охватываемые обязательным декларированием по ТР ТС. Наличие сертификата открывает новые возможности для продвижения молочной продукции на рынке РФ, повышает доверие потребителей, способствует росту продаж.
Сроки маркировки сливок
Полный перечень молочных товаров, которые нужно маркировать в «ЧЗ», содержит Распоряжение № 792-р. В данный список попадают и сливки, в т.ч. сухие, сублимированные. Переход на обязательную маркировку молока и молочных продуктов начался с 2021 г. В июне начали маркировать мороженое и продукты категории «сыры». С сентября под действие «ЧЗ» попали продукты, хранящиеся больше 40 дней, а с декабря – со сроком хранения до 40 суток.
С этого момента каждый участник оборота должен сканировать штрихкоды DataMatrix на этикетке товара и при каждом его перемещении передавать данные в «ЧЗ».
В 2023 г. к «ЧЗ» подключились заведения сегмента HoReCa (рестораны, общепит) и гос. учреждения, а с 01.09.2024 г. к маркировке присоединились фермеры.
При идентификации товаров нужно ориентироваться на номенклатуру ЕАЭС (ТН ВЭД) и ОКПД 2. Если данные коды включены в список подлежащих маркировке, продукт необходимо маркировать в обязательном порядке.
Не требуют маркировки в «ЧЗ» товары, попавшие под таможенные процедуры при экспорте, выпускаемая в качестве рекламного образца (не для продажи), предназначенные для детского или диетического питания, а также продукция, имеющая массу до 30 г.