Перед выпуском в оборот производители (импортеры) должны подтвердить безопасность рыбной продукции. В рамках оценки соответствия проверяется и маркировка рыбных консервов, пресервов, которая должна содержать важную информацию для потребителя в виде букв, цифр, условных обозначений, такую как: состав, дата изготовления, сроки годности (чаще всего указывается на крышке консервной банки), номер партии сведения об изготовителе и т.д.
Маркировка рыбной икры и определенных видов консервированных продуктов в системе «Честный Знак» (далее – «ЧЗ») также становится обязательным требованием с 2024 года.
Обязательна ли маркировка рыбных консервов через Честный ЗНАК
Наносить потребительскую маркировку необходимо на все продукты питания. Правила ее нанесения содержит тех. регламент ТР ТС 022/2011. Многие товары попадают под маркировку в «ЧЗ». Это система, разработанная для контроля оборота товаров в РФ, пресечения незаконного сбыта контрафактной продукции, создания условий для развития легального бизнеса.
Обязательная маркировка консервов (в т.ч. рыбных) в «ЧЗ» стартовала с 01.09.2024 г. Также одним из видов рыбных консервов может быть икра (лососевая, осетровая), на нее обязательная маркировка распространяется с 01.05.2024 г.
Также для мясных и рыбных консервов необходима регистрация в системе «Меркурий».
Оценка соответствия проводится по ТР ТС 021/2011 – пищевой регламент для всех видов продовольствия, а также применяются специализированные. Для рыбных консервов – это ТР ЕАЭС 040/2016. Если есть добавки, применяется также ТР ТС 029/2012. Формой оценки является декларирование. Свидетельство (СГР) потребуется, если консервированный продукт предназначен для детского и диетического питания.
Для пищевого производства обязательно внедрение ХАССП – системы, контролирующей безопасность пищевых продуктов. Производитель оформляет сертификат по стандарту ИСО 22000, который дает право зарегистрировать декларацию на срок пять лет.
Для производства рыбных консервов в РФ используют различные стандарты ГОСТ, например:
- для диетических – ГОСТ 29275-92;
- в томатном соусе – ГОСТ 16978-2019;
- шпротов – ГОСТ 280-2021;
- консервированных супов из рыбы, ухи – ГОСТ 16676-2019;
- для детского питания – ГОСТ 29276-92;
- осетровой икры – ГОСТ 6052-2004;
- лососевой икры – ГОСТ 18173-2004.
Также можно разработать индивидуальные тех. условия и зарегистрировать ТУ в ФАТРиМ по желанию. Для подтверждения должного качества и соответствия стандартам, можно пройти добровольную сертификацию. Процедура предусматривает проверку по ГОСТу/ТУ.
Какие виды рыбных консервов маркируют в обязательном порядке
Первый этап маркировки консервов начался в сентябре 2024. С даты ее внедрения, изготовители / импортеры должны пройти регистрацию в «ЧЗ», подготовить описание карточек в каталоге товаров.
С 01.12.2024 г. предприниматели обязаны промаркировать цифровыми кодами рыбные консервы и консервированные морепродукты, а также передать в «ЧЗ» данные о вводе товара в оборот. Если продукт ввезен в РФ или произведен до этой даты, его можно реализовывать без маркировки, пока не закончится срок годности.
Маркировать икру из лососевых/осетровых рыб необходимо с 01.05.2024 г.
Порядок маркировки банок рыбных консервов в «Честном Знаке»
Подключение к «ЧЗ» предполагает выполнение ряда последовательных действий:
- Каждому виду производимой консервированной продукции присваивается уникальный код, соответствующий товарной номенклатуре ТН ВЭД, для идентификации в системе.
- Для взаимодействия с «ЧЗ» и обмена информацией в системе юр. лицо или ИП оформляет усиленную электронную подпись (УКЭП).
- Для интеграции с информационными системами необходимо настроить программное обеспечение предприятия таким образом, чтобы можно было обмениваться данными в «ЧЗ».
- Для начала работы в «ЧЗ» необходимо пройти процедуру регистрации и создать личный кабинет. После отправки заявки на регистрацию следует дождаться подтверждения от оператора ЦРПТ об успешном завершении процесса.
- Участник оборота приобретает спец. оборудование для нанесения маркировочных кодов на продукцию: принтеры для печати этикеток, сканеры для считывания кодов, другие устройства.
- После регистрации в системе можно приступить к генерации уникальных идентификаторов – штрихкодов DataMatrix для каждого изделия. Сгенерированные коды печатаются на этикетках.
- Распечатанные этикетки с кодами маркировки наносятся на упаковку консервов.
- В «ЧЗ» необходимо создать описание товаров в каталоге – для каждого вида консервов создается отдельная карточка, в которой указываются необходимые сведения, включая код ТН ВЭД, наименование, описание и др.
После нанесения маркировочных кодов на произведенную продукцию производитель вносит информацию в систему. Все сведения о движении продуктов от производителя до покупателя сохраняются в базе данных, что позволяет отследить их жизненный цикл. При продаже товар вместе с кодом маркировки исключаются из оборота.
Как правильно принять рыбные консервы в системе Честный ЗНАК
Участниками системы маркировки являются:
- компания-изготовитель – генерирует уникальные коды идентификации для каждого изделия, наносит их на этикетку, вносит детальную информацию в «ЧЗ»;
- оптовое предприятие – принимает партии товара от производителя, сверяет указанные на продукции коды с передаточными документами (УПД) и данными в системе, а затем передает сведения о перемещении товара в «ЧЗ» для отслеживания его пути следования;
- розничный магазин – получает продукцию от оптовика, сверяет коды и реализует продукт потребителю, фиксируя факт продажи в системе.
Основные этапы приема товара (рыбных консервов):
- получение УПД от поставщика в электронном виде, в документах содержатся сведения о маркировочных кодах каждой товарной единицы;
- сверка соответствия данных в УПД с фактически полученным товаром, сопоставление кодов на консервной банке с данными, указанными в УПД;
- ввод данных в «ЧЗ».
Для этого заполняются необходимые поля: номер УПД, дата документа, данные о поставщике и т.д. Коды сканируются или вводятся вручную, факт приемки удостоверяется электронной подписью.