Введение обязательной маркировки растительных масел в «Честном ЗНАКЕ» – это важный шаг в повышении качества и безопасности масложировых продуктов на российском рынке. Данная мера направлена на борьбу с контрафактом, отслеживание движения товаров и защиту потребителей от некачественной пищевой продукции.
«Честный ЗНАК» – это российская гос. система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Ее цель – повысить уровень безопасности потребителей, предотвратить оборот в России фальсифицированной и некачественной продукции, а также создать прозрачный рынок товаров.
Кроме регистрации в системе производители/импортеры обязаны разработать этикетку с потребительской маркировкой и провести исследования растительного масла, по результатам которых оформляется разрешительный документ. Нарушение данных требований грозит штрафами, иными мерами административного наказания по КоАП РФ и даже уголовной ответственностью.
Зачем нужно маркировать растительные масла
Маркировать масложировую продукцию нужно по ряду следующих причин:
- Борьба с фальсификатом – нанесение на упаковку / этикетку средств идентификации и отражение сведений в «Честном ЗНАКе» позволяет отследить путь продовольствия от производителя до потребителя, что значительно затрудняет продажу поддельной продукции.
- Защита от недобросовестной конкуренции – маркирование поможет бороться с нелегальным производством и продажей растительных масел.
- Повышение качества – производители будут более тщательно следить за качеством своей продукции, чтобы избежать штрафов и потери репутации.
- Соблюдение закона о защите прав потребителей – покупатели смогут быть уверены в подлинности и качестве приобретаемого товара.
- Улучшение прозрачности рынка – система маркировки обеспечивает прозрачность на рынке, позволяя отслеживать объемы производства, импорта и реализации.
- Повышение конкурентоспособности – компании, которые соблюдают все требования законодательства и производят качественную продукцию, демонстрируют заботу о безопасности потребителей и получают много конкурентных преимуществ.
Потребительская маркировка также важна, поскольку информирует потребителя о составе, свойствах, пищевой ценности продукта, его изготовителе, прочих сведениях, которые помогают покупателю сделать осознанный выбор. К основным сведениям, которые указываются на этикетке, относятся:
- наименование масла (например, подсолнечное, оливковое, кукурузное);
- состав продукта (полный список компонентов);
- пищевая ценность (содержание БЖУ);
- энергетическая ценность (калорийность) на 100 г;
- данные об изготовителе/импортере (название предприятия, адрес);
- страна происхождения;
- дата производства и срок годности продукта, позволяющие определить его свежесть;
- рекомендации по хранению масла для сохранности его качества;
- штрих-код, который обязателен для продажи в крупных магазинах (или оформляется добровольно для автоматизации учета);
- знак обращения в ЕАЭС («ЕАС»);
- дополнительная информация, например, о способе отжима, степени очистки масла, наличии витаминов и других полезных веществ.
Согласно ТР ТС 022/2011, устанавливающему правила маркирования продовольственных продуктов, информация на этикетке должна быть четкой, легко читаемой.
Даты начала маркировки масложировых продуктов
С 2023 года до 31.08.2024 – продолжительность эксперимента по маркированию растительных пищевых масел, реализуемых в упаковке. Экспериментальный проект внедрен Постановлением Правительства РФ (ПП РФ) № 2221. Предприниматели, участвующие в эксперименте, смогли заблаговременно подготовиться к обязательным требованиям.
ПП РФ № 676 утверждает порядок маркировки некоторых видов масложировых продуктов, которая будет внедрена с 01. 09.2024 г. – с этой даты все производители / импортеры обязаны подать заявки на регистрацию в «Честном ЗНАКе».
Предприниматели должны нанести на этикетку средства идентификации, о чем передать в систему отчеты и уведомить о вводе в обращение с 01.10.2024 г. Это касается масложировых продуктов, реализуемой в упаковке из стекла или полимерных материалов. Для иных видов упаковки срок установлен с 01.02.2025 г.
Если товар изготовлен или импортирован до этих дат, его можно не маркировать и реализовывать до истечения срока пригодности к употреблению.
Какие виды масложировой продукции нужно маркировать
Правительством установлен широкий перечень рафинированных и нерафинированных растительных масел, которые нужно маркировать в обязательном порядке, например:
- соевое;
- арахисовое;
- оливковое;
- пальмовое;
- подсолнечное;
- сафлоровое;
- хлопковое;
- прочие.
Полный перечень подлежащих маркированию товаров указан на официальном сайте системы «Честный Знак».
Чтобы определить, попадает ли продукт под обязательные требования, его нужно идентифицировать одновременно по номенклатуре ТН ВЭД и кодам ОКПД 2.