Закон о защите прав потребителей требует подтверждать безопасность товаров, выпускаемых в обращение, а также указывать на этикетке (потребительской упаковке) информацию о продукции. Полуфабрикаты – это заготовки продовольственных продуктов. Т.е. это продукты питания (кулинарные изделия), которые частично готовы к употреблению – прошли первичную обработку, но требуют дополнительной готовки перед приемом в пищу.
Пищевая продукция подлежит декларированию в большинстве случаев. Для детских и диетических продуктов, а также иных, относящихся к категории специализированных, предусмотрена гос. регистрация с оформлением свидетельства (СГР). Оценка соответствия проводится, чтобы не допускать появления на рынке опасных для потребителя продуктов. В ходе оценки проверяется и маркировка.
Маркировка полуфабрикатов должна содержать сведения о составе, свойствах, изготовителе и другие.
Основные требования к маркировке полуфабрикатов
Согласно тех. регламенту Евразийского экономического союза — ТР ТС 022/2011, маркируется вся пищевая продукция. Дополнительные требования к маркировке содержат профильные стандарты и тех. регламенты, по которым проводится декларирование. К ним относятся следующие регламенты:
- ТР ТС 021/2011 – общий пищевой тех. регламент;
- ТР ТС 034/2013 – продукты убоя и продукция из мясной мякоти;
- ТР ЕАЭС 040/2016 – рыбная продукция;
- ТР ЕАЭС 051/2021 – продукты убоя птицы и изготовленные из мяса птицы.
При испытаниях проверяются:
- состав (проверка соответствия заявленного состава фактическому содержанию ингредиентов);
- органолептические свойства (вкус, запах, внешний вид);
- физико-химические характеристики (влажность, кислотность, плотность, массовая доля различных компонентов);
- микробиологическая чистота (отсутствие патогенных микроорганизмов, таких как сальмонелла, листерия, кишечная палочка и др.);
- наличие вредных веществ, тяжелых металлов и др.
Также проводятся испытания, позволяющие определить калорийность продукции, питательную ценность (содержание белков, жиров, углеводов).
Для мяса, не прошедшего обработку, проводится санитарно-ветеринарная экспертиза. Сведения об используемом сырье вносятся в систему «Меркурий». Список поднадзорных в области ветеринарии товаров утвержден Приказом № 648 Минсельхоза РФ.
В ходе подтверждения соответствия проверяется маркировка, которая должна содержать следующие данные:
- наименование продовольственного изделия с указанием вида (порционный, крупно- или мелкокусковой);
- категории, например, для мясных полуфабрикатов А, Б, В, Г, Д, определяемые в зависимости от процентного содержания мышечной ткани;
- состав продовольственного изделия (содержание БЖУ, количество калорий на 100 г, список ингредиентов в порядке убывания их массовой доли);
- способ термической обработки изделия (охлажденный, замороженный);
- масса (количество) товара в упаковке;
- дата производства;
- дата упаковывания – для продукции, которая продается в упаковке (если товар упакован в условиях модифицированной атмосферы или реализуется в вакуумной упаковке, на маркировке должна указываться информация об этом);
- срок, в течение которого полуфабрикат сохраняет первоначальные свойства;
- температурный режим, влажность, другие условия для сохранения качества (для полуфабрикатов могут указываться отдельные условия хранения после вскрытия упаковки);
- информация о содержании компонентов, полученных из генетически модифицированных организмов (ГМО);
- для детских полуфабрикатов – информация о предназначении для питания детей с указанием их возраста;
- сведения о подтверждении соответствия ТР ТС;
- обозначение ГОСТа, по которому изготовлено кулинарное изделие;
- производитель – название компании, юр. адрес, контактная информация, адрес производства (для импортируемых товаров указывается сведения об импортере);
- товарный знак (если зарегистрирован) – это повышает узнаваемость торговой марки, защищает ее от незаконного использования другими предприятиями);
- инструкции по приготовлению или рекомендации употреблению;
- знак обращения на рынке ЕАЭС («ЕАС») и др.
Также могут указываться штрихкоды (обязательны для продажи в крупных и сетевых магазинах, товарооборот в которых автоматизирован), дополнительные сведения и обозначения, включая знаки систем добровольной оценки. Например, сертификация ХАЛЯЛЬ / КОШЕР дает право указания данных знаков на этикетке и свидетельствует о том, что пищу можно употреблять в соответствии с исламскими законами / иудаизмом (еврейской религией).
Особенности маркирования мясных полуфабрикатов
Информация на упаковке пищевого продукта должна быть написана на русском языке, а также на языке страны, в которой продается этот продукт (если это требуется ее законами).
Название продукта не должно включать ингредиенты, которых в нем нет. Вся информация о составе должна быть подтверждена испытаниями.
Если вместо какого-то ингредиента используется ароматизатор, в названии указывается, какой вкус или аромат имитирует продукт.
Полуфабрикаты, в состав которых входят зерновые компоненты без глютена, могут быть отмечены соответствующей надписью.
Гигиенические требования к срокам хранения пищевой продукции регламентирует СанПиН 2.3.2.1324-03.
Сведения на маркировке должны быть предельно ясными и не предусматривать двояких толкований. Информация может быть представлена текстом, а также сочетанием текста, обозначений, изображений.
Наличие замороженного сырья в составе должно быть четко указано на упаковке.
Производитель сам выбирает, где и как будет указана информация на маркировке. Это может быть штамп, этикетка или другой способ.
Процесс маркировки полуфабрикатов на производстве
Правила маркирования указаны в стандартах, по которым производится продукция. Например, для мясных кусковых бескостных полуфабрикатов, предназначенных для питания детей, действует ГОСТ Р 54754-2021. По ГОСТу 32589-2013 производятся кулинарные изделия из мяса птицы.
Если ГОСТы не подходят, производитель разрабатывает технические условия. ТУ можно зарегистрировать в реестре ФАТРиМ и банке данных «Продукция России».
Правильная маркировка – важный этап производства. Она обеспечивает безопасность пищевой продукции, соблюдение законодательства, удовлетворяет требования потребителей.
Обратите внимание: на производстве пищевых продуктов или предприятиях общественного питания внедряется система менеджмента, в основе которой лежат принципы ХАССП. Наличие системы ХАССП позволяет избежать рисков, обеспечить выпуск продукции должного качества.