Квас – это традиционный славянский напиток, получаемый путем брожения из ржаной муки и солода или из сухого ржаного хлеба. Перед выпуском в оборот производители (импортеры) должны подтвердить безопасность напитка, его соответствие техническим регламентам ЕАЭС. Также обязательной является маркировка продукции. Маркировка нужна для предоставления информации о продукте потребителю. Маркировка в системе «Честный Знак» на квас также обязательна.
Зачем нужна потребительская маркировка
Наличие маркировочных сведений на этикетке позволяет покупателю выбрать нужный продукт, ознакомиться с его составом, пищевой ценностью.
Маркировка содержит важную информацию для потребителя:
- название продукта, вид кваса (пастеризованный, нефильтрованный и т.д.).
- состав, пищевая ценность (содержание белков, жиров, углеводов), информация о калорийности;
- дата, до которой продукт годен к употреблению;
- температурные условия, влажность, при которых следует хранить напиток;
- данные о компании, которая выпустила продукт: адрес производителя, название фирмы, торговая марка (наличие зарегистрированного товарного знака обеспечивает узнаваемость, правовую защиты бренда);
- штрихкоды – при продаже в магазинах с автоматизированным оборотом;
- обозначение «ЕАС» (знак обращения в ЕАЭС);
- дополнительные сведения.
Маркировать товар необходимо в рамках соблюдения законодательных требований, установленных в тех. регламентах, законе о защите прав потребителей.
Зачем нужно маркировать квас в «Честном Знаке»
Маркировка в «Честном Знаке» (далее – «ЧЗ») позволяет отследить путь продукта от производителя до покупателя, что затрудняет появление на рынке поддельной продукции, предотвращает ее нелегальную реализацию. Система «ЧЗ» была введена в России для контроля оборота товаров и повышения прозрачности отечественного рынка. Некоторые товары маркируют в «ЧЗ» еще с 2019 года, для некоторых товарных категорий маркировка находится на стадии эксперимента.
Под обязательные требования попадают вода, сладкие безалкогольные напитки. С 01.09.2023 г. стартовала регистрация в «ЧЗ» и создание карточек товаров. С декабря того же года введен первый этап – маркировка всех напитков без содержания спирта, реализуемых в стеклянной или полимерной таре, кроме морсов, соков, нектаров. Второй этап начался с 01.03.2024 г. – в него попали те же напитки, только в алюминиевых банках. На третьем этапе, который начался в июне того же года, под обязательные требования попали все напитки, включая морсы, соки, квас, компоты и др. – независимо от вида упаковки.
На упаковку/этикетку товара наносится средство идентификации – специальный код DataMatrix. Каждый код содержит уникальный идентификатор, который позволяет отследить каждую единицу продукции. Все операции с маркированными продуктами сопровождаются электронным документооборотом.