Изобилие конфетного ассортимента в различных упаковках накладывает на продавцов дополнительные обязанности по информированию потребителей. Потребительская маркировка конфет необходима для реализации на внутреннем рынке. В целях пресечения контрафакта и фальсификата запускается эксперимент по цифровой маркировке кондитерских изделий в конце текущего 2024 года.
Отражаемая информация в потребительской маркировке
Обязанность представлять потребителям достоверную информацию о реализуемой продукции вменена производителям или продавцам. Граждане вправе претендовать на безопасность приобретаемых для личных целей товаров. Правила по безопасному использованию реализующий субъект обязан довести любым доступным способом, включая маркировку и размещение на этикетке (ст. 7, ст. 10 закона о ЗПП).
Маркировка конфет в потребительской упаковке согласно профильному стандарту (п. 5.3 ГОСТ 4570-2014) должна соответствовать нормам регулирующего техрегламента. На коробки, этикетки, листы-вкладыши или пакеты необходимо наносить следующие сведения (ст. 4 ТР ТС 022/2011):
- наименование продукта, позволяющее установить принадлежность к конфетной категории;
- состав с указанием входящих ингредиентов в порядке уменьшения удельного веса;
- количество при поштучных продажах, например, в коробках или массу в весовых единицах измерения;
- дату производства и условия хранения, прописанные изготовителем;
- срок годности, сопровождающийся словосочетанием «годен до» либо фразами аналогичного содержания;
- название и местонахождение производителя (ФИО и место регистрации – для ИП) и адрес фактического производства при его несовпадении с юридическим адресом;
- пищевую ценность и калорийность, определенную по результатам анализа или расчета;
- присутствие компонентов, полученных с применением ГМО;
- принятый на территории ТС знак обращения «ЕАС», свидетельствующий о качестве, подтвержденном оценочной процедурой.
Если в состав конфет входят пищевые добавки, ароматизаторы или вспомогательные вещества, то маркировка должна отражать сведения согласно профильному техрегламенту. При наличии указывается их наименование и вид конкретных препаратов (ст. 9 ТР ТС 029/2012).
На заметку! В период с 15.12.2024 по 31.08.2025 года Минпромторгом запускается пилотный проект по цифровой маркировке сладостей. Под действие эксперимента попадают кондитерские сахаристые изделия, шоколад и прочая продукция, произведенная с добавлением какао. Производители конфет могут поучаствовать в проекте для адаптации к нововведениям.
Оформление разрешительной документации на конфеты
Чтобы поставить обозначение «ЕАС» на этикетку или упаковку, нужно получить разрешительные документы. В зависимости от назначения и формата потребительской тары оформляется:
1. Декларация соответствия. Для декларирования следует провести испытания с протоколированием результатов. Декларация регистрируется на основании протокола испытаний на сайте федеральной службы по аккредитации при помощи ЭЦП. Процедура проводится по техрегламентам, регулирующим:
- ТР ТС 021/2011 – безопасность конфет, как продовольствия из-за отсутствия профильного техрегламента;
- ТР ТС 022/2011 – маркировку пищевой продукции, включая кондитерские изделия;
- ТР ТС 029/2012 – безопасность входящих ароматических добавок и технологических вспомогательных средств.
2. Свидетельство о госрегистрации. Для оформления СГР проводятся исследования продукции с составлением протокола испытаний, по результатам которого формируется экспертное заключение. На основании подтвержденной документально оценки выдается СГР, предусмотренное ТР ТС 027/2012 в отношении безопасности:
- диетического профилактического, детского или специализированного питания, в частности, для спортсменов;
- лечебного питания, например, гематогена, аскорбиновой кислоты или аналогичных конфет, обладающих терапевтическим действием.
Если конфеты входят в подарочный набор, то на них распространяются требования по оформлению декларации, а на сам набор следует получить добровольный сертификат. Для подтверждения безопасности упаковки, контактирующей с конфетами, необходимо пройти процедуру декларирования. Упаковочные материалы должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим показателям и обладать химической стойкостью (ст. 5 ТР ТС 005/2011).
Внимание! Для получения обязательного разрешительного документа предприятие пищевой промышленности обязано разработать, внедрить и подтвердить функционирование принципов ХАССП. Хотя сертификат ИСО 22000 выдается на добровольной основе, внедренная и действующая система ХАССП обязательна.
Подтверждение фигурирующих в маркировке сведений
Ряд показателей, которые должны наноситься производителем, требуют документального подтверждения. В их числе:
- Пищевая и энергетическая ценность. При применении расчетного метода показатели определяются на основании ингредиентного состава, технико-технологической карты и прочей технической документации. При определении лабораторным методом используются нормативы, установленные стандартами.
- Срок годности. Для установления интервала времени анализируется рецептура, правила хранения, условия транспортирования. Чтобы указать более продолжительный период, чем у аналогичных изделий, необходима экспертная оценка аккредитованного органа, сопровождающаяся выдачей заключения.
- Знак «ЕАС». Аббревиатура «ЕАС» расшифровывается «евразийское соответствие», подтверждаемое процедурой оценки. Если на конфеты оформляется СГР, то нужно получить экспертное заключение после испытаний образцов на основании протокола.
Справка! Кроме действующего стандарта субъект хозяйствования вправе руководствоваться при производстве конфет разработанными техническими условиями. Добровольная регистрация в реестре ФАТРиМ позволит владельцу закрепить за компанией рецептуру или технологические циклы, отличающиеся от указанных в ГОСТ.