Кока-Кола (Coca-Cola) относится к сладкой газированной воде, которая пользуется популярностью во многих странах. С 1 сентября 2023 импортеров и производителей безалкогольных напитков, включая Coca-Cola, соки, нектары, обязали регистрироваться в системе Честный знак (кратко ‒ ЧЗ), наносить коды идентификации Дата Матрикс.
Расскажем, как создать личный кабинет в ЧЗ и какую разрешительную документацию оформлять на сладкий прохладительный напиток.
Зачем выполняется маркировка Колы
Честный знак является государственной системой маркировки и мониторинга продукции. Она дает возможность отслеживать путь движения товаров: от предприятия-изготовителя до покупателя.
Распространяется обязательная маркировка Честный знак на Колу и другие безалкогольные напитки, код ТН ВЭД которых 2202 10 000 0, а позиция ОКПД 2 ‒ 11.07.19. Во время этой процедуры участники товарооборота должны заказать специальные цифровые коды (Data Matrix) в ЧЗ и нанести их на банки или бутылки сладкой газированной воды. Эти средства идентификации доказывают подлинность Coca-Cola, ее безопасный состав и качество.
Правила маркировки отдельных напитков, не содержащих алкоголь, утверждены в Постановлении Правительства № 887.
Пройти регистрацию на портале ЧЗ должны все участники оборота:
- производители сладкой газированной воды;
- оптовые компании;
- импортеры/дистрибьюторы Кока-Колы;
- розничные фирмы.
Нанесенные на упаковку идентификационные средства Data Matrix (двумерные матричные штрихкоды) позволяют получить важные сведения о безалкогольном напитке: наименование, место завода-производителя, дата и время изготовления либо продажи, номер стандарта, срок годности газированной воды, артикул и т. д.
Цифровые штрихкоды помогают сократить распространение фальсификата, контрафакта и контрабанды на рынке.
Процесс маркировки Кока-Колы
Чтобы завести личный кабинет в ЧЗ, импортерам, продавцам и производителям сладкой газированной воды понадобится:
- Оформить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись). Нужно приобрести на маркетплейсе USB-токен, на который будет записана электронная подпись.
- Получить декларацию соответствия на Coca-Cola ‒ без разрешительного документа невозможно зарегистрироваться в Честном знаке.
- Подготовить ПО (программное обеспечение) компьютера, установить необходимые расширения для браузера.
Маркировка Кока-Колы в системе мониторинга ЧЗ состоит из трех этапов. Первый этап ‒ вступление в Ассоциацию ГС1 Рус с целью оформления глобального номера местонахождения (GLN) и внесения ежегодного целевого денежного взноса.
Второй этап предполагает создание идентификационных кодов на безалкогольные напитки (GTIN), а третий ‒ получение доступа к личному кабинету (ЛК) в Честном знаке и разработку карточек товара.
Какие данные необходимо отражать в заявке
При внесении сведений в заявление на регистрацию в ЧЗ субъекту хозяйствования требуется корректно заполнить все поля. Необходимо указать:
- название организации;
- вид участника товарооборота: импортер, розничный либо оптовый продавец, изготовитель Колы;
- ОГРН/ОГРНИП, КПП, код ИФНС, ИНН;
- оператора фискальных данных (ОФД);
- контактную информацию (адрес email, телефонный номер, местонахождение);
- регистрационный номер ККТ (контрольно-кассовой техники);
- склады;
- инициалы лица, который вправе действовать от имени участника товарооборота без доверенности;
- четырехзначное число торговой точки;
- банковские реквизиты;
- операторов электронного документооборота (ЭДО).
Внимание! Если маркированная газированная вода продается в нескольких магазинах, необходимо указывать все точки продаж. При наличии нескольких касс, на которых пробивают товары со средствами идентификации, добавлять необходимо номер каждой.
Если в населенных пунктах отсутствует связь, то участнику оборота маркированной сладкой газированной воды нужно самостоятельно вносить информацию в систему ЧЗ, используя свою товароучетную программу.
После отправки заявки требуется дождаться ответа от оператора системы об успешной регистрации либо отказе. В последнем случае на электронную почту предпринимателя придет письмо с обоснованиями отказа. Необходимо исправить ошибки и снова отправить заявку.
Чтобы не тратить время на изучение всех тонкостей, делегируйте этот процесс экспертам центра “Sertfood”.
Какие преимущества дает маркировка Колы в Честном знаке
Наличие кодов Data Matrix на товарах позволяет изготовителям:
- защитить потребителей от просроченных или нелегальных безалкогольных напитков, способных навредить здоровью;
- повысить конкурентоспособность качественной газированной воды;
- защитить фирменную продукцию от фальсификации и контрафакта;
- сократить теневой оборот.
Для проверки подлинности цифровых штрихкодов производителям, импортерам, продавцам и дистрибьюторам необходимо войти в ЛК на портале Честный знак. Затем выбрать группу «безалкогольные напитки», открыть раздел «Коды маркировки», ввести символы кода из УПД (универсального передаточного документа) и кликнуть «Применить».
В статусе должно быть указано «В обороте». Если отобразится «Эмитирован», продукцию запрещено выставлять на реализацию, т. к. код Data Matrix не введен в оборот.
Наказание за неверную маркировку Колы
За продажу/импорт Coca-Cola без идентификационных средств наложат штрафы:
- на юридических лиц ‒ до 300 тыс. руб. с конфискацией сладкой газированной воды;
- на должностных лиц ‒ до 10 тыс. руб. с изъятием безалкогольных напитков.
Кроме этого, за незаконный оборот Колы в крупных размерах нарушителям может грозить уголовная ответственность либо штраф до 1 млн рублей.
Важно! За продажу Coca-Cola с поддельными кодами Data Matrix участникам рынка грозит уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ.
Какую обязательную документацию оформляют на Колу
Перед тем как выпустить сладкую газированную воду в обращение, предпринимателям нужно подтвердить ее безопасность по техническим регламентам Таможенного союза (кратко ‒ ТР ТС). На Кока-Колу регистрируется декларация о соответствия по следующим нормативным актам:
- ТР ТС 021/2011 ‒ прописывает нормативы безопасности к пищевым продуктам;
- ТР ТС 022/2011 ‒ действует на товары продовольственного назначения в части их маркировки;
- ТР ТС 029/2012 ‒ устанавливает норму содержания ароматизаторов, антиокислителей, красителей и прочих пищевых добавок в безалкогольных напитках.
Важный этап декларирования Coca-Cola ‒ исследования образцов в лаборатории. В ходе экспертизы проверяют предельный уровень:
- патогенных микроорганизмов, включая сальмонеллы;
- БГКП (бактерий группы кишечной палочки);
- плесени и дрожжей;
- КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий);
- опасных компонентов (свинца, ртути, кадмия и мышьяка).
По результатам лабораторных исследований Колы формируется протокол испытаний (ПИ). На основании этого документа выдается декларация на Coca-Cola на срок до 5 лет. Предприниматель вправе еще получить ПИ на срок годности.
Согласно ТР ТС 021/2011, изготовители сладкой газированной воды должны разработать документацию и внедрить систему ХАССП на предприятие.