Маркировка кефира – это текстовая информация, изображения и иные обозначения, которые наносятся на упаковку, этикетку или наклеиваемый ярлык перед выпуском продукта в торговый оборот в России. Указанные сведения нужны потребителям, чтобы принять решение о приобретении товара, и контролирующим инстанциям, чтобы проверить законность его реализации.
Общие требования к маркированию кефирных изделий
Согласно ст. 10 2300-ФЗ от 07.02.1992 г., посвященного защите прав потребителей, изготовитель или организатор продаж обязан предоставлять покупателю информацию о продукции, которая необходима для ее правильного выбора.
В нормативном акте обозначено, что в состав обязательной к предоставлению информации входит:
- ссылка на профильный технический регламент;
- обозначение, подтверждающее, что проведено обязательное подтверждение соответствия;
- данные о потребительских свойствах продукта;
- цена;
- срок хранения;
- сведения о производителе и импортере.
Согласно ст. 7 обозначенного ФЗ, предприниматель должен указать в маркировке все данные, необходимые для безопасного употребления, хранения, транспортирования продукции.
Установлено, что маркировочные надписи должны быть разборчивыми, доступными для прочтения и понимания, сохраняемыми в течение всего периода годности изделия. Указываемая на этикетке информация должна быть соответствующей действительности, подтвержденной исследованиями или расчетами.
Сведения наносятся на русском языке и / или на языке той страны Евразийского Союза (ЕАЭС), в которой будут организованы продажи. Допускается одновременное размещение разноязычных текстовых блоков, если их содержание идентично.
Требования к маркированию кефира согласно техрегламенту 022/2011
Кисломолочный напиток относится к продовольствию, поэтому его маркировка должна отвечать требованиям, которые установлены техническим регламентом ТР ТС 022/2011. Согласно его положениям, на этикетке продтовара, помещенного в потребительскую тару, должны присутствовать следующие данные:
- название;
- состав (в порядке убывания процентной доли ингредиентов);
- объем в упаковке;
- дата выпуска;
- срок годности;
- пищевая ценность;
- правила хранения (в том числе отдельно правила после вскрытия потребительской тары);
- название, местонахождение производителя и уполномоченного им лица;
- советы и предостережения относительно использования продукта (при необходимости);
- сведения о содержании ГМО в товаре (при наличии);
- знак обращения в ЕАЭС.
Чтобы проставить на этикетке знак обращения в ЕАЭС, предприниматель должен оформить на продукцию разрешительную документацию по профильным техрегламентам:
- ТР ТС 021/2011 – безопасность продовольствия;
- ТР ТС 033/2013 – безопасность продуктов из молока, в том числе молочнокислых.
В общем случае на кисломолочный напиток нужна декларация. Если тот предназначен для детей, то оформляется СГР.
Для прохождения обязательных оценок, компаниям, которые производят и реализуют продтовары, нужно внедрить систему ХАССП.
Дополнительно предприятие вправе разместить на этикетке свой товарный знак. Последний владелец вправе зарегистрировать, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность.
Отдельно в ТР ТС обозначаются правила маркирования пищевых продуктов в транспортной упаковке. Установлено, что прописывается название продукции, количество, дата выпуска, срок и условия хранения, номер партии.
В ТР ТС 022/2011 прописаны требования к формированию наименований продтоваров, указанию состава, срока хранения и прочих нюансов.
Дополнительные требования к маркировке кефира по ТР ТС 033/2013
В отношении кефира действует узкопрофильный ТР ТС 033/2013, которым устанавливаются дополнительные правила маркирования молочной и кисломолочной продукции.
Установлено, что наименование молокопродукта должно соответствовать терминам и определениям, приведенным в разделе 2 ТР ТС 033/2013. В дополнение к нему могут использоваться фирменные наименования и ассортиментные знаки.
После наименования молокопродукта предприниматель вправе разместить понятия, связанные с особенностями его состава, способа изготовления, применения закваски и т.д. При наличии указывается придуманное название изделия.
Если в молокопродукте присутствуют немолочные компоненты, данные об этих добавках должны включаться в наименование, например, «кефир фруктовый». Если в составе есть пробиотики, то к наименованию можно добавить приставку «био».
Какое понятие будет использовано в маркировке (кефир или кефирный продукт) зависит от технологии производства, сквашивания, брожения, типа применяемых микроорганизмов и грибков.
Если в кефирном изделии присутствуют заменители молочного жира, эта информация обязательно отражается на упаковке, с использованием шрифта размером не менее 2,5 мм.
Если кисломолочный напиток предназначается специально для детского питания, то на этикетке указываются рекомендации по его употреблению, приготовлению, хранению после вскрытия, возраст детей, для которых товар изготовлен.
Требования к маркированию кефира согласно профильным ГОСТ
Помимо ТР ТС, правила маркировки кисломолочного напитка устанавливаются профильными государственными стандартами. Кефиру посвящен ГОСТ 31454-2012. Нормативным актом определено, по каким правилам указывается массовая доля жира и энергетическая ценность на этикетке. Также определяется, какие предупредительные знаки (например, ограничения температуры) прописываются на групповой и транспортной таре.
Кефиру для детского питания посвящен ГОСТ 31454-2012. Им уточняется, как формируется наименование продукта. Устанавливается, что на напитке для детей раннего возраста должна быть надпись, что он не подлежит хранению после вскрытия. Описывается, как маркируется групповая и транспортная упаковка.