Реализация грибного ассортимента обязывает участников рынка к соблюдению требований по информированию потенциальных потребителей о качестве и безопасности. Маркировка грибов осуществляется в зависимости от видов продукции и форматов потребительской упаковки. Помимо обязательной информации на ряд товаров нужно наносить дополнительные сведения согласно стандартам и техрегламентам, действующим на территории ЕАЭС.
Требования к информированию потребителей грибов
Перспективные потребители должны быть проинформированы о безопасности товара при использовании в обычных условиях. Для этого изготовители или продавцы обязаны донести правила безопасного потребления до сведения покупателей всеми способами, включая маркировку (ст. 7 закона «О защите прав потребителей»). Кроме общих требований (ст. 10 закона «о ЗПП») к маркировке упакованной пищевой продукции устанавливаются специальные, регулируемые техрегламентом (ст. 4 ТР ТС 022/2011) в отношении указания:
- наименования, количества (массы нетто или брутто) и даты изготовления;
- состава кроме неочищенных от кожуры, продаваемых без нарезки и обработки аналогичным способом овощей и фруктов;
- срока годности и условий хранения, включая обеспечение сохранности продукта после вскрытия упаковки;
- названия и местонахождения хозяйствующего субъекта (компании или ИП) – производителя или импортера;
- рекомендаций или ограничений по употреблению и приготовлению, если их отсутствие может лишить пищу вкусовых характеристик, снизить их показатели или нанести вред здоровью;
- пищевой ценности с учетом калорийности, количества белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов;
- присутствующих компонентов, полученных с использованием ГМО;
- единого знака обращения «ЕАС», предусмотренного на территории ТС.
При маркировании могут указываться прочие сведения для идентификации продукции, включающие символику добровольной сертификации, знаки отличия и информацию о правообладателях. На отдельные товары могут устанавливаться дополнительные требования государственными стандартами и техническими регламентами.
Внимание! Если грибы содержат пищевые добавки, консерванты либо прочие вспомогательные компоненты, то нужно дополнительно руководствоваться ТР ТС 029/2012. На продукты переработки, включая консервацию, требования для информирования покупателей установлены ГОСТ Р 51074-2003, а для упаковывания, маркирования, транспортирования и хранения – ГОСТ 13799-2016.
Правила нанесения маркировки на грибную продукцию
К маркировке грибов в зависимости от вида и формата потребительской или транспортной упаковки устанавливаются требования профильными стандартами:
- ГОСТ 33318-2015 – к сушеным белым, польским грибам, опятам, маслятам, сыроежкам, подберезовикам, подосиновикам, шампиньонам и некоторым прочим наименованиям. Помимо названия необходимо указывать способ сушки – сублимационный или тепловой, отличающийся предельно допустимым показателем влажности. Каждую единицу транспортной упаковки нужно маркировать манипуляционными знаками, касающимися правил хранения (п. 5.4).
- ГОСТ Р 54677-2011 – к консервам, включая маринованные, соленые и отварные целые или резаные грибы. Среди них: белые и их ножки, серушки, краснушки, грузди и подгруздки. Консервация с учетом допустимого размера и консистенции фасуется в герметично укупориваемую тару с указанием срока годности и рекомендуемых условий в отношении влажности и температуры для обеспечения сохранности. Применяемые для маркирования и приклеивания этикетки краски и клей должны иметь разрешения для безопасного контакта с продуктовым ассортиментом (п. 5.5).
- ГОСТ 31916-2012 – к свежим культивируемым шампиньонам. Стандартом установлены требования к сбору, внешнему виду и цвету в зависимости от ботанического сорта. Грибы должны быть без микробных поражений, признаков гниения и постороннего запаха. Маркировать продукцию необходимо несмываемой нетоксичной краской с указанием даты сбора, даты упаковывания шампиньонов, сопровождающимся нанесением знака о скоропортящемся грузе (п. 7.1-7.4).
Справка! Сведения на этикетке должны быть достоверными, отчетливыми и легко считываемыми. В зависимости от реализуемой упаковки для размещения обозначений предусмотрены конкретные места. Если товары реализуются в стеклянных банках, то информацию следует размещать на корпусе или в центре крышки, в металлических емкостях – на дне, в мягких пакетах – на их поверхности или сварном шве.