Маркировка говядины – это размещение производителем или поставщиком на упаковке или этикетке информации о потребительских свойствах и других характеристиках продукта, необходимых как потребителю, так и различным государственным инстанциям. Данные сведения могут быть представлены в текстовом формате, в виде символов или изображений.
Каковы требования к маркировке говядины
В Федеральном законе «О защите прав потребителей» (статья 10) обозначено, что предприниматель должен предоставлять потребителям информацию о товаре, которая позволяет последним выбрать продукт. В состав обязательных к указанию данных входит:
- ссылка на действующие в конкретном случае технические регламенты (кратко – ТР ТС);
- данные о проведенной оценке безопасности;
- информация о потребительских характеристиках изделия;
- стоимость;
- срок годности;
- данные об изготовителе / поставщике.
Согласно статье 7 Закона, потребителям предоставляется вся информация, которая нужна для безопасного употребления, хранения, доставки продукта.
Маркировка должна сохраняться в течение всего жизненного цикла товара. Он должна быть легко читаемой, понятной, достоверной. Все указываемые данные (например, срок хранения) подтверждаются результатами экспертиз или расчетов.
Для маркирования используется русский язык или государственный язык той страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где мясо будет продаваться. Можно размещать фрагменты текста сразу на нескольких языках, если их содержание будет одинаковым.
Согласно Закону РФ №4979-1 от 14.05.93, посвященному ветеринарии, данные о мясном сырье обязательно вносятся в электронную федеральную систему Меркурий, которая обеспечивает прослеживаемость и контроль безопасности. Список объектов, на которые распространяется данный нормативный акт, приводится в Приказе Минсельхоза №648 от 18.12.15.
Маркирование говядины по ТР ТС 022/2011
В ЕАЭС действует профильный техрегламент, посвященный маркировке всех видов продовольствия. Согласно положениям документа, на упаковке продтоваров должна быть нанесена следующая информация:
- наименование;
- перечень ингредиентов продтовара;
- его масса;
- калорийность и содержание БЖУ;
- дата изготовления;
- сроки и правила хранения;
- адрес, название производителя и поставщика;
- рекомендации по употреблению мясопродукта (если нужны);
- содержание ГМО (если присутствует в составе);
- знак обращения.
Чтобы законно наносить на мясопродукты знак обращения, предприниматель обязан провести оценку их соответствия по профильным техрегламентам ЕАЭС:
- 021/2011 – посвящен всем видам продовольствия;
- 034/2013 – узкопрофильный регламент для мяса и мясопродуктов;
- 029/2012 – специализированный регламент для продтоваров со вспомогательными веществами в рецептуре.
Для обработанного, фасованного мяса формат оценки определяется как декларирование, для необработанного (например, мясных туш, полутуш, отрубов) – как ветеринарная экспертиза. Если продукция заявлена как детская или специализированная, организуется государственная регистрация.
Чтобы получить разрешительную документацию, изготовитель / поставщик обязан внедрить и поддерживать принципы ХАССП. Последние предполагают идентификацию и минимизацию производственных опасностей. Также в компании должна функционировать программа производственного контроля (ППК).
Декларация на мясо регистрируется на 1 или 3 года. Если предприятие оформило сертификат ХАССП, продукцию можно задекларировать сразу на 5 лет.
Согласно ТР ТС 022/2011, на транспортной таре также должны присутствовать маркировочные надписи с указанием названия и массы мясопродуктов, даты производства, периода и правил хранения, номера партии.
В добровольном порядке предприятия размещают на упаковке ссылку на стандарт, в соответствии с которым изготовлены продтовары, придуманное название изделия, товарный знак изготовителя и данные о зарегистрировавшей его компании, сведения о проведенной добровольной сертификации. Сертификат качества оформляется на 1 или 3 года.
По доброй воле предприятия на этикетку добавляется штрих-код, который нужен для работы с торговыми сетями.
Правила составления маркировочной надписи по ТР ТС 022/2011
Наименование, указываемое на этикетке, должно позволять идентифицировать конкретный вид пищевой продукции, включать информацию о значимых свойствах продтовара, способах переработки. Придуманное название размещается в непосредственной близости от него. В наименовании не должно присутствовать компонентов, которых на самом деле нет в составе изделия. Обязательно прописываются компоненты, которые могут вызвать аллергию или противопоказаны при определенных болезнях (например, орехи, арахис, горчица, кунжут и т.д.).
Если в продукте отсутствует глютен или был удален, предприниматель вправе указать на этикетке «Без глютена».
Количество мясопродукта на потребительской указывается в граммах или килограммах, неопределенные формулировки не допускаются. Дата производства должна включать число, месяц и год.
При указании срока годности можно использовать формулировку «годен до» или прописывать конкретное количество суток или часов.
При указании адреса изготовителя / импортера прописывается место регистрации компании или ИП или место производства. Показатели пищевой ценности указываются в расчете на 100 г мясопродукта.
Сведения об отличительных признаках товара указываются предпринимателем в добровольном порядке. Данная информация обязательно подтверждается лабораторными исследованиями.