В системе «Честный Знак» безалкогольные напитки проходят обязательную маркировку перед тем, как попадут в обращение на рынок России. Процедура заключается в нанесении на упаковку специального кода (Data Matrix), содержащего информацию о производителе, дате изготовления, составе продукта и других важных сведениях. Данный код считывается сканером и передается в систему мониторинга «Честный Знак» (далее – «ЧЗ»), которая позволяет отслеживать движение товара от производителя до потребителя (ввод в оборот, вывод из него, перемещение).
Не менее важным требованием законодательства является оценка соответствия безалкогольных напитков по техническим регламентам Евразийского экономического союза (ТР ТС) для получения разрешительных документов, нанесение потребительской маркировки на этикетку. Это информация, которую производитель обязан указывать на упаковке/этикетке продукта. Она содержит сведения о составе продукции, ее производителе и другие данные, необходимые потребителю для принятия осознанного решения о покупке.
Особенности подтверждения соответствия напитков
Напитки, не содержащие этанола (спирта), выпускаются в обращение под кодами ТН ВЭД 2202100000, соки из фруктов и овощей – ТН ВЭД 2009.
Для подтверждения безопасности товаров продовольственной группы приняты различные ТР ТС, основным из которых является ТР ТС 021/2011. В отношении соков, в частности, фруктовой и овощной соковой продукции, действует отдельный ТР ТС 023/2011. Если при изготовлении используются пищевые добавки, применяются также положения ТР ТС 029/2012.
Форма оценки – декларирование. Если соки относятся к детскому питанию, на них на основании экспертного заключения оформляется свидетельство (СГР), подтверждающее прохождение гос. регистрации в Роспотребнадзоре.
Основанием для оформления разрешительных документов служит протокол исследований. Также потребуется протокол на срок годности.
На производство понадобятся технологические инструкции, карты, технические условия (ТУ) – если нет подходящего ГОСТа.
Также на пищевых предприятиях должны быть внедрены принципы ХАССП. Система менеджмента, в основе которой лежат принципы ХАССП, обеспечивает безопасность продовольственных товаров за счет непрерывного контроля и анализа рисков в производственном процессе. Можно сертифицировать систему ХАССП, подтвердив ее соответствие нормам ИСО 22000 – по желанию производителя.
Добровольно можно оформить сертификаты, которые дополнительно подтвердят должное качество, соответствие выбранных свойств и показателей качества нормам ГОСТ или ТУ. Можно получить сертификаты «Без ГМО», «Без антибиотиков», «ВЕГАН».
Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность, укрепляет доверие покупателей, формирует имидж торговой марки.
Какие сведения содержит этикетка
Этикетка напитка – это важный источник информации для потребителя. Она помогает сделать осознанный выбор и гарантирует безопасность продукта. Правила разработки этикетки (нанесения маркировки на продукт) установлены профильными ТР ТС и ГОСТ.
К обязательной информации на этикетке относятся:
- полное наименование продукта (например, «сок яблочный» «газированный напиток»);
- состав (перечень всех ингредиентов, указанных в порядке убывания их массовой доли);
- пищевая ценность (содержание в продукте белков, жиров, углеводов, калорийность (энергетическая ценность на 100 мл);
- сведения о производителе: наименование фирмы, юридический адрес производителя, адрес производства;
- дата изготовления (год, месяц, число);
- срок годности, позволяющий определить свежесть продукта, пригодность к употреблению;
- условия хранения (информация о том, как правильно хранить продукт, температурные условия, влажность);
- страна происхождения: для импортных напитков.
- знаки обращения на рынке («ЕАС»);
- знаки экологической чистоты или соответствия стандартам качества (HALAL, KOSHER, ISO (HACCP) и другие, которые наносятся после исследований в рамках добровольной сертификации).
- дополнительные сведения, например, о пищевых добавках, способе приготовления (для концентратов) и другую полезную информацию.
Дополнительными элементы этикетки являются штрихкоды, товарные знаки (логотипы).
Штрих-код – уникальный код продукта, облегчающий учет и контроль. Получить его нужно в обязательном порядке, если товар будет продаваться в крупных магазинах, учет продукции в которой автоматизирован.
Логотип производителя – визуальный элемент, позволяющий быстро идентифицировать бренд. Наличие зарегистрированного товарного знака делает бренд узнаваемым, обеспечивает его правовую защиту.