Яндекс.Лавка – это аналог интернет-супермаркета, сервис доставки готовой еды, пищевой продукции и непродовольственных изделий, действующий с 2019 года. Сотрудничество с проектом для производителей и дистрибьюторов – это доступ к эффективному каналу сбыта товаров, возможность нарастить торговый оборот и увеличить выручку.
Каковы требования к поставщикам Яндекс.Лавки
Сотрудничество поставщиков с Яндекс.Лавкой строится по одной из двух моделей. Первая – реализация продукции под собственным брендом партнера. Второе – продажи под внутренним брендом магазина «Из лавки».
В обоих случаях претендент должен отвечать следующим базовым требованиям:
- Регистрация как юридическое лицо или ИП по законодательству РФ.
- Наличие банковского счета, подключение к электронному документообороту.
- Наличие разрешительных документов на ассортимент предприятия, подтверждающих его соответствие нормам законодательства России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- Обеспечение каждой товарной единицы упаковкой, обеспечивающей ее сохранность.
- Наличие на каждом изделии обязательной маркировки (полной, разборчивой, достоверной) и штрих-кода.
- Отсутствие признаков банкротства предприятия.
Если предприниматель поставляет алкоголь или табачные изделия, то необходимо подключиться к системе ЕГАИС.
Поставщик должен иметь возможность доставлять продукты транспортом, который обеспечивает соблюдение условий хранения.
Внутренняя документация поставщика должна отвечать положениям законов и внутренним нормативам Яндекс.Лавки.
Старт сотрудничества с торговой площадкой предполагает проверку органолептических характеристик товара и аудит предприятия. Последний предполагает выезд экспертов с целью проверки производства, сырья, технического оснащения, персонала, складских помещений, цехов и документации заявителя.
При выборе партнеров предпочтение отдается компаниям и ИП, которые производят под собственным брендом, предлагают изделия, ранее не представленные на торговой площадке, готовы быть эксклюзивно представленными в сервисе. Учитывается готовность поставщика участвовать в рекламных и маркетинговых акциях, обеспечивать бесперебойные поставки.
Разрешительная документация на продовольственную продукцию
Основой ассортимента сервиса доставки являются продтовары. Для большинства из них предусмотрено обязательное декларирование по техническому регламенту ТР ТС 021/2011. Последний устанавливает нормы безопасности для продуктов питания и технологических процессов компании.
В дополнение к ТР ТС 021/2011 для определенных товарных категорий применяются профильные ТР ТС/ЕАЭС, например:
- 033/2013 – молоко и молочные изделия;
- 034/2013 – мясо и мясопродукты;
- 040/2016 – рыба, морские беспозвоночные и водоросли;
- 051/2021 – мясо птицы и продукты на его основе;
- прочее.
Если продтовары выпускаются специально для детей или относятся к лечебному / профилактическому питанию, то вместо декларирования требуется государственная регистрация с получением СГР.
Для непереработанного мяса и рыбы декларирование заменяется обязательной ветеринарной экспертизой.
Согласно ТР ТС 021/2011, на предприятии, работающем с едой и напитками, должна функционировать система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП). Это элемент общей конструкции управления компанией, обеспечивающий контроль безопасности выпускаемого ассортимента. Модель основывается на принципах, зафиксированных в международном стандарте ISO 22000.
Для отдельных видов продтоваров, перечисленных в Распоряжении Правительства РФ №792-р от 28.04.2018., необходимо маркирование цифровым идентификационным кодом – Data Matrix. Например, это правило распространяется на питьевую воду, икру, пиво, биодобавки, газированные напитки и т.д. Чтобы получать Дата Матрикс на свой ассортимент, предприниматель обязан зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Разрешительная документация на непродовольственный ассортимент Яндекс.Лавки
Помимо продовольствия, в службе доставке представлена непродовольственная продукция. На нее нужна следующая разрешающая документация:
- косметические средства – декларация или СГР по ТР ТС 009/2011;
- бытовая химия – СГР согласно Решению КТС № 299 и декларация по Постановлению Правительства № 2425;
- салфетки, туалетная бумага – СГР по РКТС № 299 и декларация по ПП № 2425;
- кухонная утварь из пластмасс – декларация по ПП № 2425;
- лекарственные препараты – регистрационное удостоверение Росздравнадзора;
- колготки, носки – сертификат, декларация или СГР, для детских моделей по ТР ТС 007/2011, для взрослых – по ТР ТС 017/2011.
Отдельные товарные категории не подлежат обязательной оценке по законам России и ЕАЭС, например, игрушки и наполнители для животных, канцелярские принадлежности, элементы домашнего декора и т.д. На данные типы продукции производитель / поставщик получает отказное письмо.
Нормативная документация и добровольная сертификация
Для прохождения обязательных оценок соответствия производителю нужна нормативно-техническая документация (НТД) на товар, где определены требования к его параметрам и качеству, правила приемки, испытаний, маркирования, упаковывания и т.д.
Предприниматель вправе применять в роли НТД действующий ГОСТ, соблюдая все его положения. Если подходящего ГОСТ нет, то изготовитель разрабатывает технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО).
На продукции обязательно должна присутствовать маркировка. Для продтоваров она наносится согласно положениям ТР ТС 022/2011. Для непродовольственных изделий – в соответствии с требованиями профильных ТР ТС или ГОСТ.
Помимо разрешающих документов, поставщик может получить добровольные сертификаты на товары, которые подчеркнут преимущества конкретных изделий, помогут выделиться в глазах покупателей.
Справка. Торговля без разрешительных документов карается по КоАП РФ. Предусмотрены штрафы, изъятия партий, принудительная остановка функционирования компании или ИП.
Остаются неясности? Обратитесь в центр сертификации «Sertfood». Эксперты помогут в оформлении разрешительных документов на продукцию и организации сотрудничества с Яндекс.Лавкой.