Магазин «Чижик» – это торговая сеть, запущенная компанией X5 Group и развивающаяся в формате дискаунтеров. В нее входит более 420 магазинов, ожидается, что количество торговых точек составит более 3 000. Сотрудничество с магазином позволяет и крупному бизнесу, и начинающим предпринимателям получать крупные и регулярные заказы, расширять бизнес.
Как начать сотрудничество с «Чижиком»?
Как стать поставщиком «Чижика»? Для этого нужно отвечать следующим базовым требованиям:
- регистрация потенциального партнера в качестве юридического лица или ИП;
- наличие расчетного счета в банке;
- подключение к системе электронного документооборота;
- наличие разрешительной документации на ассортимент согласно нормам законодательства;
- наличие обязательной маркировки на продукцию.
Предпочтение отдается товарам, выпускаемым предприятиями под собственной торговой маркой, продукции, ранее не представленной в сети. Партнер должен быть готов к участию в совместных акциях с дискаунтером, размещению рекламных материалов. От предприятия требуется возможность совершения бесперебойных поставок.
Чтобы сотрудничать с указанным ритейлером (retail), предпринимателю нужно отправить через официальный сайт сети коммерческое предложение, где в т.ч. указываются цены на ассортимент. На портале X5 Group (сюда относятся такие сети, как “Пятерочка”и пр.) размещаются типовые условия договора поставки, с которыми можно ознакомиться, а затем заказать консультацию менеджера по закупкам.
Разрешительные документы на продовольственную продукцию
На полках «Чижика» представлен широкий ассортимент продтоваров. Все виды еды и напитков попадают под действие технического регламента ТР ТС 021/2011. Нормативным актом устанавливаются требования к таким показателям продукции, как:
- безопасность по микробиологии;
- гигиеническая безопасность;
- отсутствие в составе ГМО и антибиотиков;
- безопасность по радиологии;
- характеристики по органолептике.
Также в ТР ТС 021/2011 содержатся требования к организации производственных процессов на пищевых предприятиях, логистике, реализации и утилизации продуктов питания.
ТР ТС 021/2011 является общим техрегламентом. Одновременно с ним в отношении продтоваров могут применяться узкоспециализированные, например ТР ТС/ЕАЭС:
- 023/2011 – соки, нектары;
- 024/2011 – масла, жиры растительного и животного происхождения;
- 033/2013 – молоко и продукты на его основе;
- 034/2013 – мясо и мясопродукты;
- 051/2021 – мясо птицы и продукты на его основе;
- 040/2016 – рыба, морепродукты, морские водоросли.
- 029/2012 – продтовары с ароматизаторами и другими вспомогательными веществами в составе.
Требования к маркировке продтоваров определены в ТР ТС 022/2011. Обозначено, что на упаковку / этикетку наносится наименование продукта питания, его потребительские свойства, сведения об изготовителе. Обязательно указывается срок годности, данные о пищевой и энергетической ценности. Эта информация должна быть документально подтверждена: протоколами испытаний из лаборатории или расчетами.
Основным форматом оценки является декларирование. Заявитель должен зарегистрировать декларацию соответствия, сведения о которой вносятся в реестр ФСА.
Если продтовары предназначаются специально для детей или относятся к специализированному рациону, декларирование заменяется государственной регистрацией. В отношении специализированного питания дополнительно действует ТР 027/2012. По итогам процедуры заявитель получает СГР.
Для сырого, необработанного мяса, рыбы, морепродуктов, яиц и меда формат подтверждения соответствия определен как ветеринарная экспертиза. Предусмотрено оформление ветеринарного свидетельства.
Справка. При изготовлении, доставке и продаже продуктов питания должны соблюдаться принципы ХАССП, направленные на сокращение рисков их порчи, выпуска брака.
Разрешительная документация на непродовольственные товары
Помимо разных видов продовольствия, в «Чижике» представлена непродовольственная продукция. В ее отношении тоже предусмотрены обязательные оценочные мероприятия, например:
- Косметика – проходит декларирование или гос.регистрацию по техрегламенту 009/2011.
- Стиральные гели и порошки, средства для уборки подлежат госрегистрации по Решению КТС №299 с дальнейшим декларированием в российской национальной системе оценки (Постановление Правительства №2425).
- Гигиенические средства (например, туалетная бумага, бумажные носовые платочки и т.д.) подлежат госрегистрации по РКТС №299 и декларированию по ПП №2425.
- Игрушки для детей – сертифицируются по регламенту 008/2011.
- Электронные товары – проходят сертификацию по ТР ТС 004/2011, 020/2011 и декларирование по ТР ТС 037/2016.
Действующий нормативный акт, форма оценки соответствия конкретной товарной категории определяются по итогам идентификации, т.е. установления кода ТН ВЭД. Провести эту процедуру помогут эксперты центра сертификации «Sertfood».
Дополнительная документация на товары для «Чижика»
Чтобы поставлять и продавать спиртные напитки, предприниматели обязаны оформить лицензию Росалкогольтабакконтроля. Торговые точки и изготовители алкоголя обязательно присоединяются к системе ЕГАИС, в которой фиксируются все совершаемые операции.
Отдельные товарные категории не подлежат обязательной оценке соответствия, потому что не поименованы в ТР ТС, ПП №2425, РКТ №299 и прочих нормативных актах России и Евразийского Союза (ЕАЭС). Например, это касается:
- сувенирных изделий;
- бижутерии для взрослых;
- канцтоваров для взрослых;
- деревянной посуды;
- зонтов и т.д.
На такую продукцию предприятие может получить отказное письмо, которое подтвердит торговой сети, контрагентам и проверяющим органам, что сертификаты и декларации в конкретном случае не нужны.
Для отдельных товарных категорий, перечисленных в Распоряжении Правительства РФ №792-р от 28.04.2018, необходима обязательная маркировка. Это правило распространяется:
- на упакованную воду;
- молочную продукцию;
- слабоалкогольные напитки;
- икру;
- консервы;
- биодобавки;
- корм для животных;
- растительное масло и т.д.
Под обязательной маркировкой понимается нанесение на каждую товарную единицу кодов Дата Матрикс. Для их получения изготовителю / поставщику нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак». Сделать это поможет наш центр.
На любые виды товаров можно получить добровольный сертификат. Документ подтвердит качественные свойства изделий, которые решил подчеркнуть заявитель, предоставит право размещать на упаковках знак качества, поможет привлечь покупателей.
По доброй воле предпринимателя оформляется экспертное заключение, которое удостоверяет соответствие товара санитарно-гигиеническим нормативам, установленным в ЕАЭС.
Чтобы повысить узнаваемость своей продукции, привлечь покупателей, предприятия придумывают фирменное наименование, разрабатывают логотип. Официально закрепить их права на эти идентификационные обозначения позволяет регистрация товарного знака.
Для проведения любых видов оценочных процедур предприниматель обязан предоставить нормативный документ, где определены требования к его продукту, правила контроля качества. Фирмы могут работать по ГОСТ или по собственному стандарту организации или техническим условиям.
В «Sertfood» помогут разобраться, что именно понадобится для взаимодействия с «Чижиком», а также окажут содействие в оформлении разрешающей и добровольной документации.