Упаковка – это материалы, системы или конструкции, предназначенные для защиты товара, его хранения и транспортировки. Она может быть первичной (контактирующей непосредственно с продукцией), вторичной (объединяющей несколько единиц первичной упаковки) или третичной (для больших партий).
Классификацию упаковки проводят по различным критериям:
по материалу:
- пластиковая: используется для продуктов питания, косметики и других товаров;
- стеклянная: применяется для напитков, консервов, парфюмерии;
- картонная: для пищевой продукции, фастфуда;
- металлическая: банки для консервов, алюминиевые упаковки для напитков;
- деревянная: ящики, контейнеры для техники, оборудования;
по назначению:
- для продуктов питания: защищает, продлевает свежесть (пленки, контейнеры);
- для косметики, парфюмерии: обеспечивает защиту, обладает интересным дизайном (флаконы, тюбики);
- для медицинских препаратов: сохраняет стерильность, безопасность;
по функциональности:
- защитная: предотвращает повреждения при транспортировке;
- с функцией сохранения: например, вакуумная упаковка для продления срока хранения;
- экологическая: изготовлена из перерабатываемых или биоразлагаемых материалов.
На упаковочные средства в виде готовой продукции оформляется декларация по требованиям технического регламента стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ТР ТС 005/2011. Он устанавливает требования безопасности на этапах производства, хранения, транспортировки, а также утилизации.
На первом шаге подтверждении соответствия по идентификационным характеристикам проводят определение кода ТН ВЭД.
К примеру:
- код ТН ВЭД 3923100000, ОКПД 2 22.22.13: коробки, ящики, корзины, аналогичные изделия из пластмасс;
- код ТН ВЭД 4819100000, ОКПД 2 17.21.13: картонки, ящики и коробки, из гофрированной бумаги или гофрированного картона.
Решение Коллегии ЕЭК 9 от 29.01.2024 года утверждает два перечня стандартов. Первый содержит нормативы, в результате применения которых добровольно обеспечивается соблюдение требований техрегламента ТР ТС 005/2011. Второй указывает стандарты, отвечающие за особенности отбора образцов для испытаний, методы исследований.
Упаковка проектируется и изготавливается таким образом, чтобы при ее использовании минимизировались риски порчи содержимого.
Что такое испытания упаковки
В зависимости от типа и сферы применения товара к упаковочным материалам предъявляются различные требования, в том числе:
- защита продукции от механических повреждений, загрязнений, воздействия влаги, света или повышенной температуры;
- прочность, надежность, долговечность;
- удобство транспортировки, хранения;
- безопасность для здоровья потребителей, окружающей среды. Соответствие санитарным нормам;
- информирование потребителя о продукте, маркировка, идентификация. Позволяет потребителям узнать о составе продукции, сроках годности, условиях хранения и пр.;
- удобство во время открытия, использования товара;
- экологичность, возможность повторной переработки.
Испытания упаковки – это процесс оценки ее эффективности в различных условиях. Они проводятся для проверки способности упаковочных материалов защищать товар, сохранять его качество, целостность, а также соответствовать условиям стандартов.
Оценке подлежат следующие характеристики:
органолептические:
- внешний вид, запах, цвет и др.;
физико-механические:
- толщина, масса, прочность;
- герметичность, термостойкость;
- водопоглощаемость, устойчивость к коррозии;
- ударостойкость;
химические:
- присутствие в составе опасных элементов, ядовитых веществ;
- устойчивость материалов внутренней поверхности к размещённой в ней продукции;
санитарно-гигиенические, в том числе количество выделяющихся веществ:
- формальдегидов, спиртов, стиролов;
- цинка, олова, свинца, мышьяка;
- хрома, железа, кадмия, алюминия;
- фенола, бензола, толуола, ацетона;
- иных элементов в зависимости от вида упаковки.
Испытание позволяет доказать, что упаковка выполнит свои задачи и функции в процессе хранения, реализации, транспортировки. При этом упакованные товары должны сохранить необходимые характеристики, оставаться без повреждений и иных потерь качества или комплектности.
Когда необходимо проводить испытания упаковки
Тестирование потребуется в следующих случаях:
- при выпуске нового продукта или изменении существующей упаковки;
- перед выходом на рынок для подтверждения соответствия установленным нормативам;
- при использовании новых материалов или технологий;
- во время регулярных проверок для обеспечения постоянного качества в процессе производства.
Обратите внимание! Продукция, которая не прошла обязательную проверку, не подлежит маркировке единым знаком обращения продукции стран Таможенного союза и не допускается к обращению.
Методы проведения испытаний упаковочных материалов
Тестирование упаковки может включать:
- механические испытания: оценку прочности материала на сжатие, удар, изгиб, вибрацию и т.д.;
- тест на герметичность: проверку способности материала защищать содержимое от негативного влияния влаги или воздуха. Проводят испытания на возможные утечки, проницаемость;
- исследования на термостойкость: оценку устойчивости к изменениям температуры;
- определение химической стойкости: проверку взаимодействия упаковочных средств с содержимым (особенно важно для пищевых продуктов, химикатов);
- тесты на долговечность: определение срока службы при различных условиях.
Нормативно-техническая документация устанавливает способы, а также правила отбора проб образцов, подлежащих испытаниям.
Особенности подтверждения качества упаковки
Во время обязательной оценки безопасности заявитель предоставляет пакет необходимой документации, в который также входят технический паспорт (включает в себя название, описание товара, характеристики, особенности применения), технические условия (устанавливающие требования непосредственно к продукции, производству, приемке и иным мероприятиям жизненного цикла товара). ТУ разрабатывает производитель при необходимости внести дополнения в действующий государственный стандарт или при его отсутствии.
Помимо обязательной декларации на упаковку оформляют добровольный сертификат. Он позволяет подтвердить качественные характеристики товара на соответствие нормам профильного ГОСТа или ТУ, которые использует производитель. Сертификация дает возможность заявителю (производителю, продавцу, импортеру) выбрать показатели для проверки. Процедура выделяет и подчеркивает выгодные стороны товара, знак добровольной сертификации привлекает новых потребителей.
Дополнительно получают сертификат на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9000. При этом проверку проводят в отношении системы менеджмента качества предприятия. Наличие документа подтверждает, что производственные процессы имеют должный уровень организации в рамках норматива.
Маркировка позволяет покупателям получить необходимую информацию о продукции, а также быстро идентифицировать ее на полке магазина. В том числе товарный знак выделяет продукт среди аналогичных, притягивает взгляд потребителей. Чтобы предотвратить неправомерное использование товарного знака недобросовестными изготовителями, его регистрируют.
В центре сертификации «SertFood» помогут в проведении испытаний, регистрации декларации соответствия. Мы разрабатываем и регистрируем ТУ, штрих-коды, оформляем декларации, сертификаты и иные документы. Наши специалисты ответят на все вопросы онлайн или по телефону. Заполняйте форму обратной связи, мы обязательно перезвоним!