Для всех предприятий пищевой промышленности существует требование, предусмотренное профильным техническим регламентом – это внедрение системы менеджмента качества, соответствующей принципам HACCP. Данное требование касается и складов, на которых хранятся продукты питания.
Внедрение СМК – процедура обязательная. Она подтверждается соответствующей документацией, наличие которой запрашивает Роспотребнадзор во время плановых и внеплановых проверок. Ее отсутствие является причиной для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Законодательная база
Разработка ХАССП (ИСО 22000) на склад для хранения продовольственных товаров осуществляется с учетом требований, которые содержатся в следующих нормативных документах:
- ТР ЕАЭС № 021/2011 – общий технический регламент, регулирующий безопасность пищевых продуктов.
- Федеральный Закон РФ № 29-ФЗ – закон устанавливает требования к качеству продуктов питания и их безопасности для здоровья человека, регулирует отношения в области организации общественного питания.
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.1324-03 – содержат нормативы, касающиеся сроков и условий хранения продовольственных товаров.
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 – распространяются на предприятия, торгующие продовольственным сырьем и продуктами питания.
Если к продукции, которая хранится на складе, относятся молоко, рыба и мясо, следует руководствоваться следующими ТР ЕАЭС:
- 033/2013 – контролирует молоко, а также молочную продукцию;
- 034/2013 – устанавливает требования к мясу, мясным изделиям;
- 040/2016 – контролирует безопасность рыбы и рыбных продуктов.
Кроме того, при внедрении HACCP учитываются нормативы, установленные в следующих стандартах:
- ГОСТ Р 51705.1-2001 – содержит общие требования к управлению качеством пищевой продукции на основании принципов HACCP. Настоящий ГОСТ включает в себя организацию работ по внедрению модели управления, перечень опасных факторов и предупреждающих мероприятий, критические контрольные точки (ККТ) и их предельные значения, методы контроля и корректирующие действия. Также ГОСТ рассматривает перечень документации, которую должна включать программа ХАССП.
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 – содержит порядок внедрения СМБПП и требования к предприятиям, участвующим в процессе ее изготовления.
Как происходит процедура внедрения ХАССП?
Процедура внедрения программы предусматривает ряд последовательных этапов:
- Специалисты определяют потенциальные риски и ККТ для всех процессов, сопровождающих хранение продуктов, а также их предельные нормативы.
- Чтобы внедрить на складе программу HACCP, на основе полученных данных составляется внутренняя документация – политика ХАССП, инструкции, положения, план-графики и учетные журналы, обучающие программы для персонала и др. Она должна пройти оценку соответствия утвержденным нормативам HACCP. При выявлении неточностей или отклонений предоставляются рекомендации по их устранению.
- Сертифицируемый объект оценивается на предмет соответствия требованиям и нормативам, утвержденным в указанных выше нормативных актах.
- Персонал проходит обучение в соответствии с принципами стандарта HACCP с последующей проверкой знаний в виде аттестации.
- Проводится аудит (он может быть с выездом комиссии на объект и без выезда). После него разрабатывается проект НАССР, проходит стадии согласования и утверждения. Разработанные мероприятия внедряются на складе. Назначаются ответственные лица, которые должны осуществлять регулярный мониторинг функционирования системы.
После того, как все процедуры пройдены, оформляется сертификат. Он действует в течение трех лет при условии ежегодного проведения инспекционного контроля. Кроме того, наличие и эффективность функционирования НАССР проверяет Роспотребнадзор в формате плановых и внеплановых проверок. Плановые проводятся согласно утвержденному плану – раз в три года. Для новых складов проверка осуществляется спустя три года после регистрации организации.
Внеплановые проверки происходят в случае получения предписаний контролирующих органов, жалоб потребителей, а также наступления чрезвычайных ситуаций.
Органы Роспотребнадзора не всегда уведомляют предприятие о предстоящих проверках. Чтобы в любой момент быть готовыми к их проведению, важно своевременно провести все мероприятия, направленные на внедрение СМК.
Что требуется для прохождения процедуры?
Чтобы пройти все мероприятия с помощью специалистов сертификационного центра, необходимо предоставить:
- заявление, заполненное в установленной форме;
- регистрационную документацию организации, занимающейся хранением продуктов;
- подробное описание ассортимента продовольственных товаров;
- действующую нормативно-техническую документацию (ГОСТ, ТР, СП, СанПиН, ТТК, ТИ и др.);
- протоколы проведенных испытаний, разрешительную документацию на продукты;
- подтверждение права собственности или аренды на производственные площади и используемое оборудование;
- документы, подтверждающие образование и квалификацию персонала.
После подготовки необходимой документации, поэтапно внедряется программа НАССР:
- Эксперты анализируют полученную информацию, предоставленную заявителем.
- Организация проходит аудиторскую проверку. Разрабатываются корректировочные мероприятия, принимаются меры, направленные на обеспечение непрерывного контроля функционирования СМК.
- Проводится обучение сотрудников согласно принципам стандарта ИСО 22000.
- При положительных результатах проведенных мероприятий, разработки и реализации НАССР выдается сертификат.
Грамотный подход к разработке HACCP гарантирует успешное прохождение плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзора.
Остались вопросы? Эксперты портала ответят на них в ходе бесплатной консультации.