Заведения общественного питания специализируются на реализации готовых блюд двумя способами. В первом случае они подаются в специально отведенной зоне для приема пищи, а во втором – продукты упаковываются в пищевые контейнеры или пакеты и реализуются на вынос.
Вне зависимости от способов подачи готовых продуктов, предприятия общественного питания должны внедрять систему менеджмента, которая соответствует стандарту HACCP. Эти требования предусмотрены основным «пищевым» регламентом № 021/2011, который действует на территории стран ЕАЭС. Они касаются кафе, ресторанов быстрого обслуживания, павильонов, реализующих блюда на вынос и предлагающих доставку еды на дом.
Предприятия, нарушившие требования по внедрению программы ХАССП, привлекаются к административной ответственности.
Законодательная база
Проверки наличия HACCP проводят территориальные органы Роспотребнадзора. Оценочные процедуры осуществляются согласно установленному плану – как правило, один раз в 3 года. В определенных случаях возможны внеплановые проверки.
Основными стандартами, положениями которых следует руководствоваться при разработке программы HACCP, являются:
- ГОСТ Р 51705.1-2001 – содержит требования к управлению качеством продуктов питания, которые базируются на принципах HACCP;
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 – содержит порядок разработки СМБПП, требования к организациям, производящим продукты питания.
При изготовлении еды на вынос учитываются положения нескольких ТР ЕАЭС:
- 021/2011 – контролирует безопасность продовольственных товаров на всех стадиях: от поступления сырья на склад до реализации готовых продовольственных товаров потребителю;
- 029/2012 – действует при использовании в процессе изготовления блюд различных пищевых добавок (усилителей вкуса, ароматизаторов, загустителей, консервантов и т.д.);
- 034/2013 – распространяется на мясо, мясные изделия;
- 040/2016 – на рыбу, рыбную продукцию;
- 033/2013 – на молоко, молочную продукцию.
При разработке программы учитываются положения следующих ГОСТов:
- 31984-2012 – содержит требования к услугам общепита;
- 30390-2013 – устанавливает нормы безопасности к продуктам общепита, реализуемым населению.
Особенности внедрения ХАССП
Разработка программы ХАССП предусматривает соблюдение следующих требований:
- последовательность технологических операций определяется таким образом, чтобы минимизировать риски в процессе изготовления продукции;
- определяются критические контрольные точки – возможные риски, ошибки на различных стадиях производственного цикла, которые могут привести к приготовлению некачественных продуктов;
- обеспечивается контроль качества сырья и полуфабрикатов, используемых при изготовлении блюд;
- обеспечивается контроль соблюдения сроков, условий хранения продуктов, санитарно-гигиенических правил, норм в производственных цехах, регулярной уборки, дезинфекции помещений, инструментов и оборудования;
- создаются условия бесперебойного функционирования систем вентиляции и водоснабжения;
- закупки продуктов осуществляются только у поставщиков, имеющих разрешительную документацию, подтверждающую их качество и безопасность.
Внедрение СМК по стандарту HACCP (ИСО 22000) для заведений с едой на вынос состоит из следующих этапов:
- Проводится аудиторская проверка производства и анализ документации, предоставленной заявителем. Определяется необходимость разработки дополнительных документов для внедрения и функционирования СМК.
- Составляется недостающая внутренняя документация – политика ХАССП, графики, журналы учета, инструкции, программы обучения и аттестации персонала и др.
- Выявляются ошибки и несоответствия, разрабатываются мероприятия, направленные на их устранение.
- Проводится оценка потенциальных рисков (ККТ) и устанавливаются предельные значения для каждого из них.
- Обучение, повышение квалификации, аттестация руководителей и сотрудников заведения.
- Обеспечивается контроль функционирования СМК и ежегодные инспекционные проверки.
Внедрение программы ХАССП не только свидетельствует об осуществлении деятельности на законном основании, но и дает ряд преимуществ:
- оптимизация внутренних бизнес-процессов в компании;
- сокращение затрат, которые могут возникнуть из-за выпуска некачественной продукции;
- отсутствие претензий со стороны надзорных органов и контролирующих инстанций.
Как внедрить ХАССП на предприятии?
Обращение за помощью в центр сертификации предусматривает определенный порядок действий. Собственник бизнеса направляет заявку и предоставляет пакет документов:
- учредительную документацию заведения, подтверждающую законность деятельности;
- действующие ГОСТы или технические условия, ТИ, ТТК, рецептуру;
- протоколы испытаний, декларации о соответствии, сертификаты, подтверждающие качество и безопасность сырья;
- свидетельство о праве собственности (договоры аренды) на технику, оборудование, складские помещения или производственные цеха;
- документы об образовании и квалификации персонала.
Эксперты центра сертификации анализируют полученные сведения, предоставляют консультацию. Стороны заключают договор и согласовывают план дальнейшего сотрудничества. Формируется рабочая комиссия, состоящая из работников заведения общепита и внешних экспертов.
Проводится аудиторская проверка. Разрабатывается необходимая документация и макет программы ХАССП, составляется план мероприятий, направленных на корректировку недочетов. Руководители и сотрудники проходят обучение принципам работы новой модели управления.
Далее проводится сертификация ХАССП. При прохождении всех оценочных процедур с положительным результатом предпринимателю выдается сертификат. Он действует три года при условии ежегодной инспекционной проверки.