Для ресторанного бизнеса, иных предприятий пищевой отрасли обязательно внедрение принципов HACCP. Данные требования установлены тех. регламентом Таможенного союза, регулирующим безопасность пищевой продукции – ТР ТС 021/2011.
Принципы ХАССП основаны на управлении рисками, которые связаны с загрязнениями продуктов питания, ухудшением их качества. HACCP – это концепция, направленная на выявление, анализ, контроль рисков, опасностей, слабых мест в процессе изготовления продуктов. Для реализации принципов ХАССП внедряется система менеджмента (СМБПП), позволяющая контролировать безопасность продуктов на всех этапах производства, обнаруживать, предотвращать потенциальные опасности.
Разработка системы ХАССП – обязательное требование для заведений общественного питания. Ее наличие, эффективное функционирование контролирует Роспотребнадзор.
За отсутствие системы менеджмента грозит ответственность, предусмотренная КоАП РФ.
Формы обслуживания в ресторанах
Формы обслуживания в заведениях зависят от степени участия персонала / посетителей:
- самообслуживание – самая распространенная форма обслуживания, при которой посетители сами выбирают, оплачивают блюда из меню;
- обслуживание официантами – более традиционная форма ресторанного обслуживания, при которой официанты принимают заказы, подают блюда, убирают со столов;
- комбинированное – сочетание самообслуживания и обслуживания официантами: посетители самостоятельно выбирают блюда из меню, а затем официанты их подают, убирают со столов;
- кейтеринг – выездное обслуживание, при котором блюда подаются на месте проведения мероприятия – может осуществляться в форме самообслуживания, обслуживания официантами.
Выбор формы зависит от класса, бюджета заведения, его специализации, количества посетителей.
Форматы ресторанов
В ресторанном бизнесе существует много разных форматов ресторанов, включая:
- рестораны высокой кухни – отличаются роскошными уникальными интерьерами, предлагают изысканные блюда, высокий уровень сервиса;
- фаст-фуд – предлагает быстрое питание и, как правило, ограниченное меню;
- кафе, кофейни – предлагают легкие закуски, напитки, десерты;
- тематические заведения – предлагают блюда определенной кухни, имеют определенную концепцию (к ним относятся рестораны национальной, вегетарианской молекулярной кухни, суши-бары, пиццерии);
- поп-ап рестораны – временные заведения, которые появляются на короткий срок, предлагая уникальные меню и концепции, например, открываются на время фестивалей или специальных событий.
Формат заведения зависит от различных факторов, в т.ч. целевой аудитории, бюджета, концепции.
Основные этапы разработки ХАССП в ресторанах
Разработка ХАССП в ресторане включает следующие этапы:
- Формирование команды, которая будет отвечать за разработку и внедрение ХАССП-системы. Команда должна состоять из представителей различных отделов заведения.
- Описание продукции и процессов, связанных с их приготовлением, обработкой. Например, информация о сырье, ингредиентах, методах приготовления, температурных режимах, сроках годности.
- Определение опасностей. Проводится анализ рисков, связанных с каждым этапом приготовления продуктов. Опасности могут быть физическими (например, наличие посторонних предметов), химическими (наличие опасных веществ), биологическими (наличие бактерий, инфекций).
- Установление критических контрольных точек (ККТ). На основе анализа определяются ККТ – этапы в процессе производства, на которых необходимо контролировать опасности. Для каждой ККТ устанавливаются критические пределы, которые подлежат тщательному контролю.
- Разработка мониторинговых процедур, позволяющих контролировать соответствие критических пределов. Например, проверка температуры, визуальный осмотр или проведение испытаний.
- Разработка корректирующих мероприятий, выполняемых в случае выхода за пределы критических пределов. Например, отказ от продукции, регулировка процесса, проведение дополнительных проверок.
- Разработка документации. Вся информация о системе HACCP должна быть документирована. Это касается описания процедур, результатов мониторинга, корректирующих мероприятий.
- Обучение персонала. Все сотрудники ресторана должны быть обучены правилам ХАССП, обязанности должны быть четко распределены в рамках системы безопасности.
- Регулярное обновление и аудит плана ХАССП для обеспечения его актуальности, эффективности. Также нужно регулярно проводить внутренние и внешние аудиторские проверки.
Если ресторан находится в помещении, изначально не спроектированном под заведение общепита, необходима проверка соблюдения поточности процессов, т.е. правил раздельной обработки продуктов, хранения сырья и готовой продукции, чистого и грязного кухонного инвентаря и т.д.
Несоблюдение данных требований, установленных СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и ТР ТС 021/2011, является распространенным нарушением.
По каким нормативным документам разрабатывать ХАССП для ресторана
Разработка системы HACCP осуществляется по следующей нормативной документации:
- ТР ТС 021/2011 – контролирует безопасность процессов изготовления и реализации продуктов питания;
- ГОСТ Р 51705.1-2001 – устанавливает требования к разработке СМБПП на основании принципов HACCP;
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 – требования к СМБПП и предприятиям, участвующим в цепочке создания продовольствия;
- ГОСТ Р 55889-2013 – услуги общепита, требования к СМБПП в заведениях общепита;
- ГОСТ Р 54762-2011 – программы мероприятий по безопасности продовольствия;
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 – санэпидтребования к организациям общепита.
В зависимости от концепции, особенности деятельности заведения могут применять и другие документы.
Типовые ошибки при внедрении ХАССП
При разработке HACCP в ресторанном бизнесе могут возникать различные ошибки, которые приводят к недостаточной безопасности подаваемых блюд, например:
- неправильное определение ККТ;
- недостаточный анализ опасностей, что приводит к их неправильной идентификации;
- отсутствие достаточного мониторинга и контроля;
- неправильное документирование процессов;
- некачественное обучение персонала, что влечет недостаточные знания о процедурах безопасности.
Чтобы избежать этих ошибок, важно тщательно подготовиться к разработке системы ХАССП, привлечь к этому процессу квалифицированных сотрудников, знающих все аспекты безопасного производства продукции, проводить регулярные аудиты.
А лучше делегировать процедуру экспертам центра сертификации. Остались вопросы или нужна помощь в разработке системы менеджмента? Обращайтесь, консультируем бесплатно.