Добровольная сертификация пищевой продукции – это комплекс оценочных мероприятий, по результатам которых подтверждается соответствие качественных характеристик товара параметрам, заявленным в технической документации. Процедура проводится по инициативе изготовителя/дистрибьютора и за его счет. Такая дополнительная проверка качества осуществляется после успешного прохождения обязательного декларирования (или иной предписанной законом формы оценки) и служит маркетинговым инструментом для повышения продаж.
Зачем проводится добровольная сертификация?
Дополнительно подтверждая качество выпускаемых продуктов, фирма или ИП получает определенные выгоды:
- укрепление репутации предприятия в бизнес-сообществе и в глазах потребителей;
- стимулирование продаж и увеличение выручки;
- привлечение новых инвесторов;
- получение преференций при участии в закупочных процедурах;
- доступ к контрактам с теми контрагентами, которые просят предоставить дополнительные гарантии качества изделий.
После успешного прохождения оценочной процедуры предприниматель получает право проставлять на упаковке продукции специальную маркировку, которая привлекает внимание потребителей. Он может размещать информацию о полученном сертификате в рекламных роликах и объявлениях, брошюрах, в коммерческих предложениях и т.д.
Добровольный сертификат на пищевую продукцию выполняет одновременно 2 функции. Первая – привлечение внимания потребителей к продукту и укрепление репутации бренда. Вторая – обеспечение доступа к определенным каналам сбыта, например, через федеральные торговые сети.
Обратите внимание! Сертификат не заменяет обязательной декларации, без которой запрещено реализовывать продовольственные товары в Таможенном союзе.
Как проводится добровольная проверка?
Руководство компании по своему усмотрению принимает решение о том, что будет выступать в роли объекта оценки соответствия:
- потребительские свойства товара;
- отсутствие генномодифицированных компонентов, сахара, глютена, других элементов в составе;
- экологическая политика предприятия;
- эффективность выстроенной в компании системы менеджмента;
- охрана труда на предприятии и т.д.
То есть реализовать независимую проверку можно не только в отношении продуктов питания, но и для выстроенной на предприятии модели управления.
Особенность оценки также заключается в том, что предприниматель по своему усмотрению выбирает, согласно каким стандартам и нормативам будет проводиться сертификационный процесс. Например, он вправе инициировать проверку натуральности используемого сырья при изготовлении продукта в подходящей системе добровольной сертификации пищевой продукции (СДС). В рамках нее будут подтверждаться те свойства изделий, которые выбрал сам заявитель. Сертификат предоставляется на период от 1 до 3 лет, действует только на территории России.
Альтернативный вариант действий – сертификация системы менеджмента качества (СМК) на предприятии в рамках международных стандартов ISO или их отечественных аналогов. Например, оценка по ГОСТ Р ИСО 22000 (ХАССП) подтверждает, что компания идентифицировала и взяла под контроль производственные риски, что обеспечивает выпуск качественных изделий. Сертификат оформляется также на до 3 лет.
Нюансы проверки продуктов питания
Чтобы пройти обязательную или добровольную оценку соответствия продукции, российскому производителю необходимо предоставлять нормативно-техническую документацию. Компания или ИП вправе действовать двумя способами:
- Использовать ГОСТ – придерживаться требований профильного государственного стандарта, если таковой принят на конкретный товар.
- Разработать технические условия – составить внутренний стандарт, в котором будут сформулированы требования к сырью, готовой продукции, ее приемке, упаковке, маркировке, хранению и т.д. По желанию производителя ТУ можно зарегистрировать в Росстандарте в целях закрепления авторских прав на документ.
Дополнительная оценка обязательно включает исследования продуктов питания в лаборатории. Проверяются те свойства образцов, которые выбраны заявителем. Например, производители овощей и фруктов вправе подтвердить следующие их характеристики:
- спелость;
- свежесть;
- внешний вид;
- размер плодов;
- отсутствие посторонних включений (например, песка) в партии;
- отсутствие гнилых, испорченных плодов в партии и т.д.
Изготовители молочной продукции подтверждают такие ее свойства, как:
- вкус и аромат;
- кислотность;
- жирность;
- содержание сахара;
- содержание сухого молока и т.д.
Результаты лабораторной экспертизы фиксируются в протоколе испытаний. Он служит основанием для предоставления сертификата.
Если компания проводит оценку СМК по стандартам ИСО или ГОСТ, то процесс включают изучение документации в рамках системы менеджмента и инспекционный контроль на предприятии.
Порядок проведения сертификационной процедуры
Чтобы подтвердить соответствие товара, предприниматели действуют по следующему алгоритму:
- Выбирают центр сертификации (ЦС) и обращаются с заявкой. В ходе первичных консультаций с экспертами согласуют все нюансы дальнейшего взаимодействия, заключают договор.
- Предоставляют необходимую для оценки документацию, образцы товара для исследований.
- Ожидают результатов проверок и экспертиз, предусмотренных в рамках выбранного стандарта.
- При положительных итогах проверки получают сертификат.
Сертификат предоставляется держателю на специальном бумажном бланке той системы, в рамках которой проводилась проверка. Он содержит информацию об сертификационном органе, заявителе и производителе товара, название стандарта, соответствие которому проверялось, срок действия документа, реквизиты доказательных материалов (протоколы испытаний), прочие данные.