Чай — это ароматный напиток, получаемый путем заваривания высушенных и обработанных листьев чайного куста. Существует различные виды чая по степени ферментации, по форме листьев, добавкам, виду упаковки. Также чай выпускается в продажу в виде готового охлажденного напитка в бутылке.
Перед выпуском в оборот производитель (импортер) должен оформить декларацию, чтобы подтвердить безопасность товара для потребителя, соответствие нормам качества.
Также продукт необходимо промаркировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми техническими регламентами, профильными стандартами ГОСТ. Маркировка предоставляет необходимую информацию о продукции. Обязательной является и маркировка в системе «Честный Знак» на чай, выпускаемый как готовый напиток в бутылке.
Нужен ли Честный ЗНАК на чай
Маркировать в «Честном Знаке» (далее – «ЧЗ») нужно только готовый чайный напиток, выпускаемых в бутылках.
«ЧЗ» — это национальная система цифровой маркировки, которая обеспечивает контроль за качеством и безопасностью продуктов, позволяя отслеживать их на всех этапах цепочки поставок.
Каждая бутылка получает уникальный код, который позволяет отследить ее путь от производителя до покупателя. Код содержит сведения о товаре, его производителе. Потребители могут легко проверить подлинность продукта с помощью мобильного приложения или сайта, что снижает риск покупки подделок.
С 01. 12.2023 года стартовал 1 этап обязательной маркировки для определенных категорий безалкогольных напитков, которые продаются в бутылках из стекла и ПЭТ. С 01.03.2024 г. начался 2 этап – маркировать нужно все виды напитков в банках. С 01.06.2024 г. (3 этап) маркировке подлежат все виды напитков в любой упаковке, в т.ч. чай в бутылках.
Что означает маркировка чая в системе Честный ЗНАК
На упаковку напитка наносится уникальный цифровой код (Data Matrix), который содержит информацию о компании-производителе, дате производства, партии, других характеристиках продукта.
Система работает следующим образом:
- На каждом этапе производства напитка информация о нем передается в систему «ЧЗ». На каждую упаковку наносится код Data Matrix.
- При поступлении партии чая на оптовый склад или в магазин, сотрудники сканируют коды на упаковках. Эта информация также вносится в систему.
- При покупке товара покупатель может отсканировать код на упаковке с помощью смартфона и специального приложения, чтобы проверить его подлинность, получить информацию о нем.
Система «ЧЗ» позволяет отслеживать движение каждой упаковки продукции, выявлять контрафакт, прочие нарушения на различных этапах движения товара.
Как происходит маркировка чая в «Честном Знаке»
Участник оборота должен зарегистрироваться в «ЧЗ». Однако перед этим нужно оформить ЭЦП (электронную подпись) и разрешительные документы для легальной торговли.
Для чая – это декларация, однако, если продукт выпускается как БАД или спец. питание, потребуется свидетельство (СГР), которое выдается по итогам гос. регистрации в Роспотребнадзоре. Если это лечебный чай, то гос. регистрация проводится в Росздравнадзоре и на товар оформляется регистрационное удостоверение (РУ).
Декларация оформляется после оценки по ТР ТС 021/2011, 022/2011 и 029/2012, если в составе продукции содержатся красители, ароматизаторы и другие добавки.
Декларация регистрируется на основании протокола исследований, в ходе которых проверяются состав, качество сырья, различные показатели безопасности.
Исследования проводят на наличие плесени, пестицидов, тяжелых металлов, свинца, мышьяка, кадмия, ртути, афлатоксина В1, проверяется массовая доля альфа-изомера гексахлорциклогексана и др. Проверяются органолептические свойства (оценивается вкус, аромат, внешний вид продукта).
На предприятии обязательно должна быть внедрена и действовать система ХАССП, требование предусмотрено в ТР ТС 021/2011. Также на пищевых предприятиях обязательна разработка технологических карт, программы производственного контроля.
В ходе исследований проверяется и потребительская маркировка, которая выполняется по ТР ТС 022/2011. Для торговли в автоматизированных торговых точках требуются штрих-коды. Указание на этикетке зарегистрированного логотипа (товарного знака) повысит узнаваемость бренда.
В зависимости от вида продукта, для производства в РФ могут применяться ГОСТ 32573-2013 (на черный чай), ГОСТ 32574-2013 (зеленый), ГОСТ 34856-2022 (напитки чайные). Возможна разработка и регистрация технических условий компании-изготовителя (ТУ), если госстандарты не подходят.
Для получения конкурентных преимуществ в торговле можно пройти добровольную сертификацию по ГОСТу или ТУ. Можно пройти сертификацию ЭКО, БИО, ОРГАНИК, чтобы подтвердить экологическую чистоту, натуральность продукта.